Какой проектор выбрать для домашнего кинотеатра. Светодиодный проектор(LED) E-ink, ты мир

Для проецирования картинки на экран нужен мощный поток света, иначе изображение будет тусклым. Долгое время единственным источником света, который мог обеспечить проектору доста-точную яркость, оставались газоразрядные лампы. Однако в последние годы у ламп появились серьёз-ные «конкуренты» — альтернативные источники света, и моделей на их основе с каждым годом по-является всё больше. О видах безламповых проек-торов и сферах их применения и поговорим.

Текст : Маргарита ТРЕТЬЯКОВА

Компактные LED -проекторы Vivitek QumiQ5

Лампам на смену

Итак, чем же не угодили газоразрядные лампы, что им пришлось искать замену? Всё дело в особенностях их работы и устройстве.

Самый главный недостаток — довольно короткий срок служ-бы. В процессе работы лампы постепенно тускнеют, и в какой-то момент яркость падает настолько, что приходится их менять. Время жизни лампы в режиме высокой яркости в среднем 3000 часов (от 1500 до 4500 часов в зависимости от разных факторов). Более щадящий «экономичный» режим и ряд функ-ций, сберегающих ресурс лампы, может продлить срок службы до 4000-8000 часов, но мощность её при этом будет ниже.

Од-нако, рано или поздно лампу придётся менять. И вот тогда воз-никает проблема покупки и установки новой. Производители стараются сделать процесс замены как можно более простым и удобным, но стоимость ламп всё равно очень высока. Эта проблема породила на рынке такое явление, как продажа по-держанных проекторов с комментариями вроде «полностью исправен, нужно только заменить лампу». Это «только» говорит о многом, потому как цена лампы может достигать половины стоимости нового проектора.

Поэтому владельцам проще сбыть аппарат с выработавшей ресурс лампой и купить более совре-менный, чем тратиться на расходники. Особенные проблемы лампы доставляют в тех случаях, когда проекторы работают сут-ками напролёт, а потому источники света приходится менять каждые несколько месяцев.

Перед выходом на полную мощность лампа некоторое время прогревается, а после работы ей нужно дать остыть (иначе от пе-регрева могут пострадать внутренние компоненты аппарата). Случись во время показа пользователю по ошибке нажать кнопку выключения проектора — и сразу включить его снова не удаст-ся, придётся ждать сначала охлаждения, а потом и прогрева при повторном пуске. Впрочем, многие модели позволяют отключать питание сразу по окончании работы.

Много претензий к лампам возникает и из-за использования в них паров ртути — они требуют особой утилизации.

Известны случаи, когда лампы в процессе работы взрывались. Правда, нельзя сказать, что это частое явление.

Все эти причины побуждали производителей проекторов к по-искам достойной альтернативы лампам. В первую очередь новый источник света должен был работать намного дольше лампы. Важ-но было также, чтобы он сохранил высокую мощность и был при этом более экологичным. В результате этих изысканий на рынке появились безламповые источники света на базе разных техноло-гий (LED, лазерные, лазерно-светодиодные), имеющих свои до-стоинства и недостатки.

Проектор на ладони

Первыми внимание инженеров привлекли светодиоды, извест-ные своей долговечностью и низким энергопотреблением.

LED-источники света могут служить 20000 часов и более, что в разы превосходит ресурс ламп. Однако у этой технологии обнаружи-лись и ограничения — при высокой яркости красных и синих светодиодов, зелёные оказались слабоваты. Поэтому в «чистом» виде LED-технология поначалу нашла применение в моделях довольно своеобразного сегмента — карманных проекторах.

Появление аппаратов столь малых размеров было ожидаемо на фоне бурного развития рынка гаджетов. Ведь если вместо ноутбуков повсеместно используются планшеты и смартфоны, то почему бы не быть и проектору под стать им. LED-технологии тут пришлись кстати, ведь для работы с мобильными устрой-ствами нужен такой же мобильный проектор — автономный и не привязанный к розетке кабелем питания. Мощная газораз-рядная лампа от компактного аккумулятора работать не будет, а вот светодиоды могут довольствоваться малым.

Современные модели позволяют проецировать в течение часа-двух, питаясь только от встроенной батареи, а к некоторым моделям (напри-мер, Optoma РК301+ и PR320), помимо собственных батарей, реально подсоединить дополнительные внешние аккумулято-ры для более длительной работы. При этом вес самих проекто-ров крайне мал — от нескольких десятков до нескольких сотен граммов. Проекторы карманного формата производят не так уж много компаний, среди них известны ЗМ, Aiptek, Optoma, Philips и ещё несколько марок.

Автономность и малые размеры накладывают свои ограниче-ния на яркость таких аппаратов. В отношении светового потока карманных моделей речь идёт уже не о тысячах и даже не о сот-нях ANSI-Lm, а буквально о десятках. Соответственно и большое изображение при сильной внешней засветке с их помощью не по-лучить. Зато при затемнении либо при небольшом размере про-екции они могут создавать достаточно чёткую и яркую картинку.

«Карманный» формат определяет и другие характеристики проекторов — они значительно отличаются от своих стацио-нарных собратьев. На их функционал оказывают влияние раз-личные факторы. Например, если большинство ультрапортатив-ных ламповых моделей сейчас имеют разрешение не ниже XGA (1024x768 точек), то у микропроекторов оно, как правило, мень-ше. Также у ламповых проекторов оптика обычно снабжена зумом (если, конечно, это не короткофокусная модель), а карман-ные аппараты чаще всего зума лишены.

Коммуникационные возможности проекторов этого класса гоже имеют свои особенности.

Некоторые модели разработаны непосредственно для работы с теми или иными видами техни-ки — например, с планшетами и смартфонами на базе Android или iOS (подобные микропроекторы есть в линейке Aiptek). Такие аппараты снабжены специальными разъёмами для под-ключения к мобильным устройствам. Зачастую само соединение с источником сигнала происходит по принципу док-станции, а корпус устройства может иметь особую форму с нишей для смартфона К другим моделям планшеты и смартфоны подключа-ют через адаптеры.

Многие проекторы оборудованы входами для подключения «флешек» и других устройств (фотокамер, компью-теров) по USB-кабелю, а также некоторыми стандартными входа-ми для видеоисточников (HDMI, VGA, композитным RCA и т.д.). Распространены модели, поддерживающие показ с карт памяти, для которых на корпусе предусмотрены отдельные слоты. Для распознавания файлов разных форматов карманные проекторы часто снабжены медиаплеерами.

Схема работы гибридного лазерно-светодиодного источника света на примере проектора Casio Green Slim. В этой модели синий и зеленый цвета создает синий лазер, бомбардирующий люминофор, а красный цвет обеспечивает красный светодиод

Не всем микропроекторам для проецирования контента нужны внешние источники сигнала. Многие модели снабжены встроенной памятью (иногда довольно объёмной — до несколь-ких гигабайт), куда можно предварительно записать нужные файлы. Также карманные проекторы обычно имеют встроенные динамики, чтобы безо всяких колонок воспроизводить звук. Как и обычные ламповые аппараты, микропроекторы могут быть вы-полнены на основе разных технологий проецирования. Наиболее распространены модели, сделанные по технологиям DLP и LCoS.

Проектор-компаньон

Малые вес и долгий срок службы проектора — полезные свой-ства для ситуаций, когда приходится возить аппарат с собой. Поэтому LED-технология нашла применение и в ультрапорта-тивных проекторах для выездных мероприятий. Такие модели, хотя и имеют в основе светодиодный источник света, по своим свойствам отличаются от карманных «собратьев». В первую оче-редь это более яркие аппараты — их световой поток обычно со-ставляет в среднем 100—500 ANSI-Lm, хотя у отдельных проекто-ров мощность достигает и 1000 ANSI-Lm.

Такие модели, с одной стороны, уже достаточно мощные для того, чтобы проецировать яркую картинку на экране без значительного затемнения в поме-щении, с другой — они сохраняют малый вес. Ультрапортативные LED-проекторы весят примерно 0,3—1 кг, компактны, легко по-мещаются в сумку. Выпускают такие модели и крупные произ-водители, известные по большей части ламповыми аппаратами, и компании, предлагающие различную периферию для компью-теров, смартфонов и планшетов. Среди марок LED-проекторов можно назвать, например, ЗМ, Acer, Aiptek, BenQ, LG, Optoma, Philips, Vivitek

Правда, у более высокой мощности есть и своя цена — поте-ря автономности. Большинство моделей этого класса для рабо-ты требуют подключения к сети. Впрочем, есть и исключения. Встроенные аккумуляторы найдутся у ряда аппаратов невысо-кой мощности (Aiptek PocketCinema V100, Philips PicoPix и др.).

К некоторым другим проекторам можно подключить специаль-но разработанные для них аккумуляторы, которые позволяют проецировать без питания от сети. Такая опция есть, например, у моделей Vivitek Qumi Q2 и Q5, BenQ GP3. Однако при питании от аккумулятора световой поток таких проекторов снижается и становится в среднем около 50—60 ANSI-Lm, т.е. в разы меньше, чем при подключении к сети.

В свою очередь, большие, чем у карманных моделей, размеры позволяют в полной мере оснастить ультрапортативные проек-торы разъёмами для подключения основных распространённых источников сигнала. У таких аппаратов можно встретить входы HDMI, VGA, композитный RCA и другие. Как и микропроекто-ры, эти модели часто снабжены портами USB для приёма видео-и аудиосигнала с внешних источников по технологии USB Display, для подсоединения «флешки» с записанными файлами или даже для опционального Wi-Fi-адаптера, слоты для SD-карт в этих моделях также не редкость.

Такие проекторы оснащены медиа-плеерами для просмотра файлов популярных форматов фильмов, музыки, изображений, презентаций и документов. Некоторые имеют встроенную память для записи файлов. Возможность про-ецировать контент без использования компьютера и видеоисточ-ников очень удобна — не нужно везти с собой тяжёлую технику, достаточно взять проектор, карту памяти или «флешку», а то и во-все скопировать в память проектора все необходимые данные — и ничего лишнего.

Разрешение у ультрапортативных LED-проекторов тоже выше, чем у карманных, чаще всего WVGA (854x480 точек) или WXGA (1280x800 точек), хотя есть и устройства с другими вариантами разрешения. Склонность к «широкому» формату обусловлена тем, что такие модели активно используются не только для прове-дения презентаций, но и для просмотра фильмов. Аппараты, как правило, снабжены динамиками, а нередко и креплениями для установки на штативе, подобно фотокамерам. Оптика у них обыч-но фиксированная, хотя есть и образцы с оптическим зумом

«Гибридные» проекторы

Несмотря на то, что в сегменте карманных проекторов у LED-моделей нет «соперников» со стороны ламповых, в основных сферах применения проекционной техники — образовании, офисных презентациях, конференц-залах, Digital Signage и т.д.— маломощные аппараты на светодиодах серьёзную конкуренцию ламповым составить не могли. Для работы в хорошо освещённом помещении с большим экраном проектору требуется хотя бы 1500—2000 ANSI-Lm, чтобы люди могли и видеть чёткую картину, и вести записи. LED-проекторы же сейчас едва достигли мощно-сти 1000 ANSI-Lm. Чтобы сделать новые безламповые аппараты конкурентоспособными, требовалось решить проблему низкой яркости зелёных светодиодов — найти им достойную замену.

И выход был найден! Вместо зелёных светодиодов производи-тели стали использовать люминофор, бомбардируемый лазером, а в некоторых случаях лазер заменил и синие светодиоды. Полу-ченный источник света уже не был «чистой» LED-технологией, а являлся гибридной лазерно-светодиодной. Мощность светового потока моделей возросла — сразу перешагнула за 2000 ANSI-Lm, ранее недоступные для LED-устройств, а к нынешнему моменту достигла и 4000.

Впервые гибридные источники света применила компания Casio, которая вовсе отказалась от ламповых проекто-ров и сосредоточила усилия на разработке лазерно-светодиодных аппаратов. Позднее, когда «гибриды» хорошо зарекомендовали себя, устройства на основе лазерно-светодиодной технологии стали появляться в линейках и других крупных производителей. Например, такие модели сейчас есть в линейках Acer, Optoma, Panasonic, Viewsonic, запланирован выпуск «гибридных» моделей и у Mitsubishi.

Какие же преимущества есть у «гибридных» моделей по срав-нению с ламповыми аналогами той же мощности светового по-тока? Во-первых, срок службы источника в разы больше, чем у ламп, — до 20000 часов. Во-вторых, низкое энергопотребление и отсутствие ртути. В-третьих, быстрое включение и выключение проекторов без необходимости прогрева и охлаждения.

Отличительная черта лазерно-светодиодных моделей — их от-носительно высокая цена по сравнению с ламповыми аналогами. Правда, тут стоит учесть, что в условиях интенсивного использо-вания аппарата его стоимость быстро окупится за счёт низких затрат на обслуживание. Ведь сменные лампы для проекторов до-рогие, а в гибридных моделях ламп нет, менять источник не нуж-но. Поэтому в долгосрочной перспективе «гибриды» даже более экономичные устройства (и это ещё не принимая во внимание их низкое энергопотребление).

Что же предлагает рынок гибридных проекторов? Модели раз-нообразны не только по характеристикам, но и по назначению. Здесь есть и лёгкие варианты для мобильных презентаций, и ста-ционарные устройства, и даже короткофокусные. Каждый аппа-рат ориентирован на применение в той или иной нише.

Самую широкую линейку лазерно-светодиодных моделей вы-пускает Casio. В её ассортименте есть две серии среднефокусных ультрапортативных и портативных проекторов — тонкие лёгкие Green Slim и более массивные Standard И те и другие — со све-товым потоком до 3000 ANSI-Lm. Также компания производит мощные стационарные проекторы Pro (до 4000 ANSI-Lm) и ко-роткофокусные аппараты Short Throw (до 3000 ANSI-Lm). При этом в последних двух линейках поддерживаются интерактивные функции.

«Гибридные» модели в исполнении Optoma представлены короткофокусными XGA- и WXGA-аппаратами со световым пото-ком до 2500 ANSI-Lm.

В линейке Acer есть проектор-«универсал» К750 мощно-стью 1500 ANSI-Lm с разрешением Full HD, который мо-жет применяться и для проведения презентаций, и для просмотра кинофильмов без компрессии изображения. Впрочем, это не единственный «гибридный» Full HD ап-парат на рынке. Компания ViewSonic выпускает модель Рго9000 (1600 ANSI-Lm) с разрешением 1920x1080 то-чек, разработанную для домашнего кинотеатра.

Проек-торы Full HD на основе лазерно-светодиодных источни-ков света выпускает и компания Panasonic (серия моделей Solid Shine). В отличие от других моделей с таким же раз-решением эти аппараты — тяжёлые и мощные стационар-ные устройства для больших помещений, со световым потоком до 3500 ANSI-Lm, функцией сдвига объектива и поддержкой передачи данных по технологии HDBaseT.

Практически все существующие на рынке модели на осно-ве гибридных лазерно-светодиодных источников света — это DLP-проекторы. У этой технологии есть ряд преимуществ, одно из которых — возможность легко реализовать показ изображе-ний 3D. Неудивительно, что значительная часть «гибридов» под-держивает воспроизведение трёхмерной картинки (правда, очки обычно в комплект не входят).

Лазерные проекторы

Лазерные источники света — ещё одна перспективная альтер-натива газоразрядным лампам Разработки в этой области также ведутся довольно

Лазерный короткофокусный проектор BenQ LW61ST+, выполненный по технологии BlueCore

давно, однако проекторов на их основе на рынке пока немного. По основным преимуществам лазерные источни-ки света схожи с «гибридными» лазерно-светодиодными — срок их жизни также составляет порядка 20000 часов, они тоже бы-стро включаются и выключаются, не содержат ртуть. И мощность светового потока у таких моделей высокая — на данный момент достигает 4000 ANSI-Lm. Кроме того, лазерные проекторы отли-чаются тихой работой.

Особенность лазерной технологии в том, что она позволяет соз-дать источник света без использования светодиодов. Это может быть реализовано различными способами. Например, возможно получить основные цвета, используя красный, синий и зелёный лазеры, но такая технология дорогостоящая. Другой вариант — применение лазера одного цвета (как правило, синего), бомбар-дирующего цветовое колесо с сегментами с особым светящимся составом. Лазерные DLP-проекторы BenQ серии L выполнены именно по такой технологии (BlueCore). Это короткофокусные аппараты, их световой поток достигает 2500 ANSI-Lm.

Компания Sony, которая также в этом году выпустила свой пер-вый лазерный проектор VPL-FHZ55, использовала другую техно-логию. Здесь лазер воздействует на колесо со специальным све-тящимся покрытием, чтобы получить поток света белого цвета, а затем при помощи дихроичных зеркал разделить его на три — красный, синий и зелёный. После эти потоки проходят через три ЖК-панели и посредством дихроичной призмы собираются вместе, образуя единую картинку. VPL-FHZ55 на фоне других безламповых проекторов выделяется не только технологией про-ецирования (а это первый на рынке лазерный 3LCD-npoeicrop), но и характеристиками. Это мощный инсталляционный аппарат со световым потоком 4000 ANSI-Lm и разрешением WUXGA с функцией сдвига объектива и с возможностью установки смен-ных объективов.

Мощнее некуда?

Лазерно-светодиодные и лазерные проекторы могут соста-вить серьёзную конкуренцию ламповым моделям в определён-ных сегментах рынка. По уровню мощности они уже сравнялись с большинством портативных, короткофокусных и стационар-ных проекторов. Однако на данный момент даже самые яркие существующие безламповые аппараты достигают светового по-тока в 4000 ANSI-Lm, в то время как среди ламповых устройств есть и более мощные образцы — как одноламповые модели, так и двухламповые.

Тем не менее, получить с помощью безламповых проекторов световой поток выше 4000 ANSI-Lm можно уже сейчас. Правда, силами не одного проектора, а двух и более. Способ сложения све-тового потока нескольких аппаратов известен уже давно — метод стекования (установки двух устройств в стек), успешно приме-няющийся с ламповыми моделями, подходит и для проекторов с альтернативными источниками света.

Это легко реализуется, если аппарат поддерживает функцию сдвига объектива, а безлам-повые модели такого рода уже есть на рынке (например, Panasonic Solid Shine, Sony VPL-FHZ55). Другой доступный вариант — го-товая стековая система XJ-SK600 с двумя предустановленными лазерно-светодиодными проекторами, которая позволяет совме-щать изображения даже без сдвига объектива — за счёт цифровой коррекции.

При выборе проектора для дома стоит всегда помнить о том, что домашний кинотеатр до сих пор остается не дешевым удовольствием. Безусловно, при сильном желании можно обойтись и недорогим проектором низкого разрешения. Но в этом случае пользоваться кинотеатром будет крайне сложно и обременительно.

Если вы решили выбрать проектор для повседневного использования, то в этом случае можно значительно сэкономить. Но в данном случае приобретение телевизора с большой диагональю будет самым разумным решением. Но если вы все — таки решили купить проектор, то следует учитывать несколько факторов.

В первую очередь стоит учитывать минимальное расстояние от экрана до зрителя и проектора. Для того чтобы обеспечить лучшую видимость изображения экран должен быть расположен не ближе чем на две высоты самого экрана.

Также особе внимание стоит уделить мощности лампы и ее ресурсам. Стандартный ресурс лампы, как правило, составляет от 4000 до 5000 часов. Самыми главными характеристиками лампы считается яркость и равномерное распределение потока. Стоит также посмотреть, как будет осуществляться выключение выбранного проектора. Затухает равномерно лампа или же гаснет плавно. Если идет плавное затухание, то это обеспечит ей большой срок эксплуатации.

Разрешение картинки. Это, наверное, самая главная характеристика, от которой, напрямую, будет зависеть качество изображения. Проекторы, которые дают картинку высокой точности и четкости самые дорогие.

Стоит обратить внимание и на дополнительные функции. Большое количество проектором имеет фирменные примочки, например самыми распространенными считаются Shift lens. Чем больше функций будет у проектора, тем выше будет его цена. Поэтому прежде чем покупать его определите для себя, будете ли вы пользоваться DVD-приводом или USB-разъемом.

Так как показывает практика, они некоторым пользователям могут вообще не пригодиться при использовании, в том случае если проектор подключается к компьютеру или ноутбуку. Если вы покупаете проектор с множеством функций, то постарайтесь сразу же в магазине как можно больше о нем выяснить. Например, стоит поинтересоваться какой формат видео он может воспроизводить, если возможность прошивки. Удобная ли навигация.

Приобретая, навигатор нужно иметь хоть небольшое представление о том, как он устроен. Если речь идет непосредственно о домашнем кинотеатре, то большой популярностью пользуется DLP. Главное его достоинство заключается в высокой контрастности, качественной передачи динамичных сцен и высокая защита от попадания пыли внутрь корпуса.

Мультимедийный проектор давно стал привычным гаджетом для офисов, презентаций, переговорных, музеев, учебных заведений. Все чаще проекторы используют дома. Эти устройства выживают в достаточно сложном конкурентном климате (плазменные, ЖК и лазерные панели –конкуренты проекторов), имея при этом лишь одно огромное преимущество - большую диагональ проецируемого изображения.

Обилие технологий, использующихся для производства проекторов, рождает проблему выбора. Как отмечают специалисты Pult.ru, покупатели, намеревающиеся приобрести проектор, редко представляют, чего именно хотят, что не редко приводит к ошибкам при выборе. Этот пост об основных критериях выбора проекторов и перспективах развития современных технологий, которые применяются при их производстве.

Лампы

Пока самыми распространёнными источниками света в проекторах являются газоразрядные лампы высокого давления. И именно эти лампы признаны ахиллесовой пятой большинства современных проекторов, так как большинство из них требуют замены через 1000 – 4000 (в редких случаях 8000) часов работы.

Этот внушительный по стоимости расходник приходится менять каждые 3-4 года, а при интенсивном использовании чаще. Инженеры ведущих мировых производителей постарались решить проблему не слишком ресурсоёмкого источника света.

UHP

Чаще всего используется проекционные лампы UHP (Ultra High Performance). Принцип прост - в лампе светится разряд, возникающий между вольфрамовыми электродами в парах ртути, которые находятся под высоким давлением. Основные достоинства этих ламп - относительная высокая интенсивность светового излучения при достаточно компактном размере источника, а также хорошие показатели цветопередачи.

Недостатками UHP ламп является постепенное снижение интенсивности излучения на протяжении всего периода эксплуатации и сравнительно не большой срок службы (2000 часов). Отчасти, первый недостаток был компенсирован добавлением специальных реагентов, которые способствуют восстановлению вольфрама на электродах. Частично продлевает срок службы ламп использование стекла из кварца высокой очистки, которое позволяет поддерживать баланс тепловой энергии, вырабатывающейся при работе лампы.

HCX

Проекционные лампы HCX или металогалогенные лампы, как и другие, излучают свет благодаря разряду плазмы электрической дуги, возникающей в газе, находящимся под высоким давлением. От UHD их отличает добавление к парам ртути галогенидов некоторых металлов, что позволяет сделать спектральную характеристику светового излучения более равномерной.

Проблемой этих ламп является постепенная, но при этом постоянная потеря яркости, вплоть до 50 % за время эксплуатации источника. Время работы этих ламп сравнимо с другими газоразрядными аналогами.

P-VIP

P-VIP ещё одна вариация на тему «Ртутные газоразрядные лампы для проектора». Можно считать этот тип вершиной эволюции ртутных проекторных ламп. Срок службы этих ламп может достигать 6000 - 8000 часов, интенсивность излучения и равномерность спектра сравнима с HCX, при этом у P-VIP нет болезни «возрастного снижения яркости», лампа одинаково здорово светит на протяжении всего срока службы. Не смотря на успехи в продлении полноценной жизни этого типа ламп, в корне их проблемы не решены.

Xenon

Еще одним типом газоразрядных ламп для проекторов является Xenon. Как явствует из названия, вместо паров ртути в лампе находится сжатый ксенон. Ксеноновые лампы многократно превосходят ртутные по мощности, давлению и, как следствие, по интенсивности светового потока.

Мощность ксеноновых ламп находится в диапазоне от 2 до 15 кВт, а давление газа в лампе достигает 300 атмосфер, что предопределило их использование в профессиональных кинотеатральных проекторах и крайне редко в предельно дорогих демонстрационных и домашних моделях. Как говорится «Всё лучшее детям кинотеатрам».


Сравнение спектров «ксенона» и «ртути»
Ось X- длинна волы в нм
Ось Y - отдача
синий график – «ксенон», красный – «ртуть»

К счастью использование газоразрядных ламп высокого давления постепенно отмирает, уступая место более совершенным источникам света. Их применение позволяет обеспечить относительно высокие показатели яркости и контрастности, но, как я уже отмечал – они дороги и периодически требуют замены.

Не лампы – led vs laser

Альтернативой газоразрядным лампам, которые появились ещё в начале прошлого столетия, стали светодиоды и лазеры. Каждый из этих источников обладает преимуществом длительной работы. Фактически, и светодиоды, и лазеры способны обеспечить не менее 20 000 часов работы, а в ряде случаев работают дольше. Кроме того светодиодные и лазерные проекторы позволяют уменьшить минимальное расстояние до экрана. К большим преимуществам лазерных проекторов перед остальными типами относятся высокое качество изображения и совершенная отсутствие «привередливости» к поверхности, на которую проецируется изображение. Как не прискорбно, но обе альтернативы имеют характерные недостатки.

Недостатки LED

Не смотря на внушительный прогресс за последние 8 лет, большинство светодиодных проекторов при равной стоимости уступают ламповым в интенсивности светового потока. Для большинства моделей значение светового потока источника не превышает 1000 -1200 ANSILm, а в большинстве случаев находится в пределах 1000. Еще одной проблемой Led-проекторов является уровень шума при работе, который не редко превышает значение 35 dB. Впрочем, указанные недостатки постепенно устраняются, стоит вспомнить, что на момент выпуска первых массовых серийных led-проекторов (2008 – 2009 годы) рекордом яркости последних было значение в 350- 400 ANSILm.

Недостатки лазерных проекторов

Основным недостатком лазерных проекторов является цена. Не смотря на серийное производство лазерных проекторов последние 10 лет цена не снизилась до вменяемых в понимании обывателя цифр. Также к ощутимым недостаткам лазерных аппаратов относят мерцание источника и неестественная насыщенность некоторых цветов. В некоторых моделях отмечают достаточно резкие переходы по цветовой палитре, что может раздражать при длительном просмотре. Стоит также отметить, что часть трудностей цветопередачи можно легко устранить дополнительной настройкой.

Гибридные схемы

Все чаще на рынке появляются гибридные модели, которые в качестве источников светового потока используют как лазер, так светодиоды. Применение такого подхода позволяет компенсировать недостатки одного источника другим. Большинство отзывов и сравнительных тестов такие системы проходят на уровне с ламповыми проекторами, при этом сохраняя главное достоинство альтернативных источников – колоссальный эксплуатационный ресурс. Недостаток один – неприлично высокая стоимость.

Достоинства и недостатки основных принципов работы

Прежде чем давать конкретные рекомендации по выбору проекторов необходимо немного рассказать о видах этих устройств. Сегодня на рынке наиболее широко представлены следующие типы проекторов:
  • DLP (3DLP)
  • LCD (3LCD)
  • LCOS (SXRD,D-ILA)
Подробно описывать каждый из принципов смысла не имеет, так как энциклопедического материала в сети более чем достаточно. Полагаю, что лучше остановиться на достоинствах и недостатках каждой из них. Влезать в порядком затянувшийся спор с ангажированными любителями похоливарить о том, что же на самом деле круче 3DLP (DLP), LCD(3LCD), LCOS или 3LED не буду. В связи с разными задачами, которые ставятся перед проекторами, преимущества той или иной технологии определяют выбор, а в премиум сегменте недостатки технологий нивелированы чуть менее чем полностью. Могу лишь отметить, что несколько чипов лучше, чем один, так как позволяют увеличить качество изображения по целому ряду параметров.

DLP и 3DLP – чемпионы по контрасту

Достоинства DLP:

  • высокий уровень контрастности, реалистичный черный;
  • высокие возможности настойки цветопередачи;
  • самый широкий ассортимент моделей и производителей, среди представленных на рынке;
  • более приемлем для создания домашних кинотеатров, в связи с более реалистичной передачей картинки;
  • в старших линейках нет оптических искажений;
  • не требует дополнительного обслуживания, защищен от пыли;
  • могут быть эффективно использованы для игр и 3D.

Недостатки DLP:

  • Достаточно низкая яркость (особенно значения т.н. цветовой яркости) бюджетных моделей, которая проигрывает другим технологиям;
  • В бюджетных моделях проявляется эффект радуги;
  • Изображение одночиповых DLP проекторов мерцает, что заметно при съемке видео и может быть более утомительным для зрения;
  • Более высокая стоимость решений с изображением высокого качества.


Фактически все недостатки, кроме высокой стоимости, одноматричных DLP не касаются проекторов с тремя чипами, т.н. 3 DLP, которые при этом сохраняют высокую контрастность, как одно из главных преимуществ.

3LCD –лидеры яркости цвета

Достоинства 3LCD:

  • Высокая яркость при сравнении младших линеек;
  • Как правило, выше удобство при настройке оптики;
  • Некоторые из бюджетных моделей могут использоваться в незатемненных помещениях;
  • По соотношению цена/результат идеальны для применения в качестве офисного презентационного проектора и учебного проектора для небольших аудиторий;
  • В бюджетных линейках обеспечивают более реалистичную цветопередачу (кроме черных и серых тонов)


Недостатки 3LCD:
  • Ограниченный ассортимент, монополия на использование технологии;
  • Низкая контрастность, нереалистичный (серый) черный;
  • Уязвимость перед пылью, необходимость замены фильтров специалистом;
  • Артефакты (вогнутость вверху) заметные на экранах с большой диагональю;
  • Появление артефактов (шлейфов) при воспроизведении динамичных сцен в играх и 3D.
В старших линейках решена проблема низкой контрастности (технология C2Fine)

LCOS - дорогая «золотая середина»

Достоинства LCOS

  • У LCoS превосходит LCD и DLP по максимально доступному разрешению;
  • За счет размещения управляющих элементов за светоотражающим слоем избавлены от эффекта «гребенки» характерного для LCD (3LCD);
  • КПД технологии выше, чем у LCD (3LCD);
  • Коэффициент заполнения (отношение рабочей площади к общей площади матрицы) у LCoS выше, чем DLP и LCD-проекторов;
  • За счет использования охлаждающей подложки, устойчивость LCoS-чипов к температуре выше, чем DLP- и LCD-матрицы, что позволяет создавать более мощные устройства, рассчитанные для инсталляций;
  • Контрастность и черный лучше, чем у LCD;
  • Не мерцает, как DLP;
  • Время отклика матрицы LCoS меньше, чем у LCD.


Недостатки LCOS:
  • Представлены только в Hi End и профессиональных сегментах, что закономерно отразилось на цене, бюджетных моделей практически нет;
  • Технология монополизирована несколькими компаниями, что серьезно отражается на ассортименте продукции;
  • В старших сегментах практически не имеет преимуществ перед 3 DLP и 3 LCD, кроме устойчивости чипа к нагрузкам, при этом при равном качестве изображения – дороже;
  • Широко востребованы только для дорогих инсталляций, как техника высокой надёжности.
3LED - победители марафонских дистанций

Достоинства 3 led:

  • Отсутствие мерцания;
  • Контрастность выше, чем 3 LCD;
  • Применение почти вечного источника света;
  • Отсутствие эффекта радуги и других артефактов;
  • Высокая надёжность.


Недостатки 3 LED
  • Низкий уровень яркости;
  • Шум при работе, достигающий 35 – 40 дБ;
  • Ограниченный ассортимент: 2 – 3 проектора у немногочисленных производителей;
  • В ряде случаев нестабильность спектра;
  • Высокая стоимость немногочисленных решений с высокой яркостью.

Основные характеристики

При выборе проектора стоит учитывать ряд характеристик от которых будет зависеть результат.

Яркость

При необходимости рассчитать световой поток проектора для аудитории или комнаты, освещение в которых соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормативам (помещение где можно читать и работать, можно умножить 756 на площадь экрана в квадратных метрах.
Ниже приведена таблица расчёта яркости необходимой проектору в зависимости от площади экрана при освещении достаточном для чтения.







Разрешение

Ниже привожу соответствия стандартов и разрешений в зависимости от формата.

1. Формат изображения 4:3:

  • VGA (640х480),
  • SVGA (800х600),
  • XGA (1024х780),
  • SXGA (1280х1024),
  • SXGA+ (1400х1050),
  • UXGA (1600x1200),
  • QXGA (2048x1536).
2. Формат изображения 16:9, 16:10, 15:9 или др.:
  • W XGA (1280х768 либо 1280х780),
  • HD720 (1280х720),
  • W VGA (864х480),
  • W SVGA (1024х576),
  • Full HD (1920x1080),
  • WUXGA (1920x1200),
  • HD 4K (4096x2400).
Равномерность освещения

Редко указываемый параметр, который демонстрирует отношение минимальной периферической освещенности экрана к максимальной в центре. В проекторе для просмотра кино и игр и в профессиональных устройствах значение равномерности должно превышать 70 %.

И ещё немного о контрасте

Контраст оказывает максимальное влияние на качество изображения в затемненных помещениях. Во многом, поэтому высококонтрастные модели проекторов используют как элемент систем для домашних кинотеатров. При необходимости получить различимое изображение в освещенных интерьерах следует опираться на яркость.

Сухой остаток – что и кому

Как я уже отметил, люди, которые приобретают проекторы редко представляют, какой именно им нужен, чем иногда пользуются не слишком порядочные продавцы.

Начну с учебных заведений, где проектор позволяет демонстрировать презентации и учебные фильмы. Требования к качеству минимальны, при этом, как правило, есть требования к цене и в ряде случаев к яркости. Для помещений, где возможно затемнение подойдут одночиповые DLP, 3 LED или 3 LCD проекторы и с яркостью 700 – 1000 ANSIlm, в помещениях, где с затемнением есть проблемы, нужен более мощный световой поток, соответственно, от 1000 ANSIlm и выше. Как правило, в соотношении яркость/цена побеждают 3 LCD проекторы. При этом для помещений с возможностью затемнения DLP считаются более предпочтительными.

Выбор бизнес проектора для презентаций также будет связан с условиями работы и задачами, с той лишь разницей, что, как правило, для бизнеса необходимо более высокое разрешение (HD), соответственно возрастёт стоимость.

Для профессиональных презентаций и длительной работы могут применяться лазерные и гибридные 3 DLP, 3 LCD и LCOS проекторы, которые обеспечивают длительную работу и высококачественное изображение, как правило, с FullHD и WUXGA, 4 K HD разрешением. Значения светового потока в подобных проекторах, рассчитанных на работу в освещённых помещениях, а также днём на улице может достигать 20 000 ANSIlm.

Не смотря на жесткую конкуренцию со стороны ЖК-телевизоров и плазменных панелей, проекторы перестают быть экзотикой дома. Для домашних кинотеатральных и игровых систем большинство экспертов рекомендует DLPи 3DLP проекторы, так как последние меньше искажают картинку и значительно эффективнее работают в 3D режиме.

Наиболее привлекательными и перспективными источниками света в проекторах являются лазеры и светодиоды, которые при прочих равных условиях дают фору остальным в эксплуатационном ресурсе. Эксперты утверждают, что за ними будущее и это будущее уже рядом. По расчетам ряда производителей от газоразрядных ламп откажутся в ближайшие 10 лет.

Материал построен на комментариях экспертов pult.ru, использованы графические материалы сайтов: myprojector.ru, projector-lamps.ru, viking.ru, giga-line.ru, stereo.ru

P.S. Стоимость проекторов в зависимости от назначения варьируется в очень широких пределах, в нашем каталоге представлены проекторы от 19790 до 10 452 850. Если говорить об учебном, офисном, средняя стоимость последнего (в зависимости от характеристик и использованной технологии) варьируется в пределах от 19790 до 300 000. В случае с оборудованием для домашних кинотеатров и игр если и не затрагивать профессиональные и HI END линейки, то средняя стоимость такого проектора будет около 90 000 - 150 000 (опять же в зависимости от характеристик и использованной технологии). Представленные сведения о ценах достаточно условны, цена во многом зависит от производителя, функций, конструкции и возможностей устройства.

Приветствую, уважаемые посетители блога . Давненько у меня не было развернутых обзоров. Сегодня, как и обещал, выкладываю «разбор» устройства, которого много лет ждали толпы фанатов кино, зацикленные на сроке службы лампы. Встречайте: обзор первого «доступного» FullHD 3D LED проектора .

Новейший проектор Optoma HD91 — это то, чего многие ждали долгие годы – доступный, высококачественный, FullHD-проектор с «вечным» источником света. При цене в 4000 долларов (здесь и далее, все цены указаны для рынка США, если не оговорено иное. Прим. Проекторщика) Optoma HD91 совмещает в себе все функции топовых проекторов Optoma для домашнего кинотеатра и светодиодный источник со сроком службы 20 000 часов. В случае с Optoma HD91 производитель не шел на компромиссы, включив в него все, чего мы ждем от современного проектора – объектив с широким зумом, сдвиг линз, вставку кадров, улучшение деталей и совместимость с FullHD 3D.

Общие впечатления

Мы установили Optoma HD91 на полке позади зрителей в комнате с управляемым освещением и подключили к нему по HDMI Blu-Ray плеер Oppo BDP-103. Изображение появляется на экране сразу после нажатия на кнопку включения. Одно из преимуществ светодиодов как источника света заключается в том, что им, в отличие от лампы, не нужен прогрев, и проектор сразу стартует на максимальной яркости.

Первое, что мы заметили, и что является одним из главных недостатков Optoma HD91 по сравнению с проекторами этого сегмента — низкая яркость. В режиме Кино, при полной мощности, наш образец выдал 517 Лм, что явно маловато по сегодняшним меркам. Однако если заранее позаботиться о правильной установке, Optoma HD91 всё еще способен «покрыть» экран с усилением 1,3 размером 120 дюймов по диагонали.

Неоткалиброванное изображение, поначалу, может выглядеть необычно, особенно для людей, привыкших к ламповым проекторам. Оно очень насыщенное и яркое, при том, что уровень черного средний. Однако эта проблема достаточно просто решается, благодаря отличным возможностям калибровки, и в итоге мы имеем качественную, детализированную, реалистичную картинку.

Optoma HD91 обладает расширенными возможностями по настройке изображения, большинство из которых находятся в подпункте «PureEngine» в Расширенном (Advanced) меню. UltraDetail увеличивает восприятие деталей (мы оставили положение HD, которое является средним), в то время как PureMotion — это вставка кадров (которую мы выставляли либо в положение Низкий, либо выключали в зависимости от контента). Также, есть система, похожая на динамическую диафрагму, но в отличие от физической «шторки» здесь для изменения яркости изображения меняется мощность светодиодов. Результатом всех наших настроек стала живая «объемная» картинка.

Благодаря прекрасной контрастности проектора, в большинстве сцен казалось, что объекты переднего плана готовы выпрыгнуть из экрана. Уровень черного нашего подопытного гораздо выше некоторых домашних проекторов с динамической диафрагмой, но это хорошо заметно только в сценах, где черный преобладает (например на титрах) и не так заметно — на ярких изображениях.

Что до 3D, то тут изображение достаточно хорошее. Optoma HD91 использует как синхронизацию по радиоканалу, так и DLP Link, с частотой обновления в 144 Гц, что предполагает малые перекрестные наложения. Однако, из-за низкой яркости, мы бы не советовали использовать для 3D-просмотра экран более 100 дюймов.

Установка и настройка

Благодаря 1,9-кратному зуму и сдвигу линз в двух плоскостях, установить Optoma HD91 в обычных кинотеатральных условиях не составляет ни малейшего труда. Однако, из-за низкого светового потока, во избежание потери яркости, будет лучше, если вы установите Optoma HD91 максимально близко к экрану.

Благодаря трансфокатору с 1,9-кратным увеличением, 120-дюймовую картинку можно получить с расстояния 3,99 — 7,68 метра. Но в крайнем положении объектива, картинка теряет 46% яркости, что в нашем случае приводит к световому потоку в 278 Лм, а этого мало даже для экрана с усилением 1,3 размером 100 дюймов, т.к. на выходе мы имеем лишь 12 фут-Ламберт. Если вам необходимо установить проектор с зумом выкреченным на минимум, размер изображения не должен превышать 80 дюймов. Особенно это касается 3D, где яркость падает еще больше.

Ручной сдвиг линз позволяет установить проектор ниже или выше центра объектива, что в сумме означает сдвиг на две высоты экрана. Горизонтальный сдвиг дает возможность сместить проектор на 25% ширины картинки. Сдвиг объектива тут не квадратный, а эллиптический, что означает невозможность максимально сдвинуть картинку в двух плоскостях одновременно. В крайних положениях сдвига объектива потери в яркости изображения не наблюдается.

Optoma HD91 тих во время работы. Несмотря на то, что гул характерный для светодиодников и замеченный нами на некоторых других устройствах тут тоже присутствует, он не настолько громкий чтобы его заметить (во всяком случае так было у нас), как минимум в случае когда проектор не установлен близко к аудитории, а в просматриваемом контенте не присутствуют тихие сцены.

В итоге, лучшее место для расположения Optoma HD91 — это потолок или журнальный столик на минимально возможном расстоянии от экрана. Используйте экран с умеренным усилением и максимально исключите внешнее освещение.

Ключевые особенности

Светодиодный источник света . В то время как в ламповых проекторах белый свет разбивается на цветовые составляющие дихроичными зеркалами или крутящимся цветовым колесом, в Optoma HD91 используются три набора светодиодов красного, синего и зеленого цветов. Эти светодиоды поочередно светят на DMD-чип. По смыслу система похожа на одноматричный DLP-проектор с RGB-сегментами в колесе.

Основные преимущества LED: долговечность, равномерность и цена. В отличие от ламп, светодиоды — полупроводники, поэтому они «живут» гораздо дольше. Если стандартная дуговая лампа работает до 5000 часов, срок службы светодиодов в Optoma HD91 — 20 000 часов (для справки, срок службы в обоих случаях — это не момент выхода из строя, а момент к которому яркость падает в два раза. Прим. «Проекторщика»).

Наконец, что касается цены. Стоимость лампы может составлять несколько сотен долларов, в то время как светодиоды вам менять не придется, скорее всего, никогда. Поэтому, если вы часто используете проектор, стоимость владения LED-проектора, в сравнении с ламповым, стремится к нулю.

Яркость светодиодов . Optoma HD91 не имеет экономичного режима работы. Вместо этого тут присутствует возможность настройки яркости светодиодов от 100% до 50% с шагом в 5%. Ничего подобного нет ни в одном другом современном проекторе.

В чем «фишка»? Представим, что мы планируем использовать Optoma HD91 вместе с экраном размером 100" и усилением 1.3. При этих условиях проектор в режиме Кино, когда он выдает 517 Лм, даст нам картинку яркостью 22,7 фут-Ламберт. Многовато... Просто уменьшаем яркость LED до 70%, снижая тем самым поток до 361 Лм или 15,9 фут-Ламберт на экране. То, что надо! Такая точная подстройка, в сравнении со стандартной лампой в экономичном режиме, поможет более четко подстроить проектор под ваши условия.

UltraDetail . Система PureEngine от Optoma включает в себя несколько инструментов, призванных улучшить изображение. Один из них — UltrаDetail. Он улучшает детализацию картинки путем выборочного увеличения резкости отдельных элементов. Здесь есть два режима: Включено (On), когда влияние инструмента незначительно, и HD+ — когда оно более заметно. В большинстве случаев у нас был включен первый режим, за исключением отдельных типов контента. Если эффект от этого улучшайзера вам не нравится, его можно отключить совсем.

PureMotion . Это вставка кадров Optoma HD91. Вставкой промежуточных кадров в сигнал мы делаем картинку более плавной, и избавляемся от рывков пленки. PureMotion предполагает три значения. Для большинства контента мы предпочли использовать значение Низкий, хотя и в этом случае на изображении иногда возникали цифровые артефакты, поэтому, вероятно, некоторые пользователи предпочтут вообще выключить эту настройку. Режим Высокий лучше использовать на телепередачах, ведь он полностью устраняет рывки.

DynamicBlack . Вместо динамической диафрагмы в Optoma HD91 присутствует технология DynamicBlack, которая меняет яркость светодиодов в зависимости от транслируемого изображения, снижая яркость в темных сценах, и увеличивая в светлых. Есть три пресета, отличающихся нижним порогом яркости. DB 1 изменяет яркость в пределах от 100 до 13 процентов. DB 2 – 100% — 5% и DB 3 – 100% — 0%. Если работа пресетов вас не устраивает, можно настроить яркость LED вручную в диапазоне от 100% до 50%.

Управление цветом . В HD91 присутствуют первоклассные настройки цветопередачи. В дополнение к стандартным настройкам смещения и усиления присутствует очень удобная возможность полноценного управления цветом. Если у вас есть колориметр и немного свободного времени, для вас не составит никакого труда привести цветопередачу в соответствие со стандартами Rec. 709 и 6500К.

Поддержка анаморфной линзы . Анаморфный режим позволяет использовать Optoma HD91 вместе с внешней линзой, что дает возможность смотреть фильмы с соотношением 2.40:1 в оригинальном формате и максимальном качестве. Плюс ко всему, в проекторе есть настройки как для стационарных, так и для мобильных анаморфных линз, благодаря чему, можно смотреть фильмы и других форматов.

Два триггера на 12В . Кроме всего прочего, в проекторе присутствует два триггера на 12В, с помощью которых можно управлять внешними устройствами, такими как моторизованная анаморфная линза, моторизованный рулонный экран или маскирующие шторки на мультиформатном экране.
Full HD 3D. HD91 – один из первых LED-проекторов, поддерживающих FullHD 3D. Проектор поддерживает как DLP Link очки, так и радио-очки Optoma, правда для последних требуется внешний эмиттер. Ни один из вариантов не демонстрирует заметных перекрестных помех. Но как уже было сказано ранее, проблемой может стать яркость.

Тестирование

Яркость . Заявленная яркость HD91 — 1,000 ANSI Лм. Через 15 минут после старта, проектор выдал 880 Лм и это максимальное значение, которого нам удалось добиться во время нашего тестирования. В отличие от «ламповых» проекторов, светодиодники выдают максимальную яркость уже на старте. И в отличие от них же, через некоторое время после разогрева, когда ламповый проектор выходит на «крейсерский» световой поток, светодиодники становятся немного темнее.

Самый яркий цветовой режим Optoma HD91 называется, как нетрудно догадаться, Яркий. В этом режиме преобладает зеленая составляющая, контрастность занижена, а яркость светодиодов заблокирована в положении DynamicBlack 3. Данный режим подходит для просмотра спортивных телепередач в освещенном помещении. Но низкий световой поток проектора предполагает, что это помещение должно быть затемнено достаточно, чтобы не вымывать картинку.

Режим Кино – предпочтителен для использования в домашнем кинотеатре. При 517 Лм, проектор выдает гораздо более контрастную и качественную картинку, чем в ярком режиме, не сильно теряя при этом в световом потоке. Режим Фото может похвастаться 513 Лм. Он очень похож на режим Кино, но немного отличается гаммой и оттенками, благодаря чему появляется больше деталей в полутонах.

Оставшиеся режимы – Эталонный (Reference – 408 Лм) и Пленка (Film — 386 Лм) – призваны продемонстрировать еще более качественное изображение, чем в режиме Кино, но в этом случае приходится жертвовать яркостью. В целом, мы не увидели смысла в этих режимах, и в большинстве случаев использовали Кино.

Самая большая проблема Optoma HD91 для яркости проектора – это 1,9-кратный трансфокатор. В крайнем теле-положении зума световой поток падает на 46%, что приводит к 278 Лм в режиме Кино. Помните об этом перед установкой.

Контрастность . Из коробки, уровень черного нашего подопытного немного хуже, чем у некоторых других проекторов. Но небольшие усилия по настройке гаммы могут значительно улучшить этот параметр. После калибровки, уровень черного Optoma HD91 сравним со многими проекторами для домашнего кинотеатра.

С другой стороны, контрастность отдельно взятой сцены очень хороша. Демонстрируемую картинку можно охарактеризовать как выше среднего, с хорошим разделением планов и глубиной.

Особое внимание нужно уделить настройке гаммы, т.к. из коробки детали в тенях выглядят не лучшим образом, но будучи однажды настроенной, картинка получается отличной. На нашем тестовом образце мы выставили гамму на 2.4, а смещение на -3, в результате мы получили глубокую контрастную картинку с хорошими тенями, но без потери деталей.

Хотя функция DynamicBlack это в первую очередь яркостная настройка, она также отвечает за улучшение уровня черного в темных сценах. И если выбор использовать ее или нет ваш, дадим вам один совет. Если вы планируете использовать DB, калибруйте проектор с уже включенной функцией. Эта функция регулирует яркость светодиодов по-разному, поэтому настроив проектор с выключенным Динамическим Черным, а потом включив эту опцию, вы получите сильный сдвиг по цветам.

Цветопередача . Если у вас есть знания и оборудование, настроить цветопередачу Optoma HD91 не составит никакого труда, благодаря интуитивным инструментам в меню проектора. Если же оборудования или знаний нет – всегда можно нанять специалиста.

Резкость . Optoma HD91 демонстрирует резкую HD-картинку с множеством деталей даже без использования технологии UltraDetail, увеличивающей эту самую резкость. При использовании же этой функции, контент как высокой четкости, так и стандартный просто пышут деталями. Но этот эффект может быть даже чрезмерным в случае просмотра хорошо детализированного контента, такого, например, как The Dark Knight или Baraka на Blu-ray.

Задержка (Input lag) . При выключенной функции PureMotion (в режимах, где это возможно), задержка составляет 76 миллисекунд или около четырех с половиной кадров на 60-ти кадрах в секунду. Включение PureMotion увеличивает инпут лаг до 126 миллисекунд или 7,5 кадров.

Недостатки

Световой поток . В сравнении с другими проекторами для домашнего кино, Optoma HD91 не может похвастаться высокой яркостью. В откалиброванном режиме Кино он демонстрирует лишь 517 Лм, а при выкрученном в крайнее положение зуме вообще только 278 Лм. А в наши дни, яркость в 800-1000 Лм в откалиброванных кинорежимах не является чем-то необычным. В связи с этим, устанавливать Optoma HD91 нужно максимально аккуратно, чтобы не пришлось использовать трансфокатор на полную. Если это невозможно, для увеличения яркости придется уменьшить размер изображения. Этот момент особенно актуален в случае, если вы планируете смотреть много 3D, так как при этом яркость падает еще на 50%.

Время синхронизации HDMI . HD91 требуется достаточно много времени, чтобы найти и подхватить HDMI-сигнал. Это может стать проблемой, например, при смене разрешения на источнике, т.к. многие современные устройства требуют подтверждения этого действия в течение определенного времени. В нашем случае возникла проблема с плеером Western Digital WDTV Live, который дает на подтверждение всего 10 секунд, чего, в свою очередь, не достаточно для Optoma HD91 чтобы вывести новую картинку.

Время отображения меню . Меню в HD91 отображается всего несколько секунд, после чего исчезает. Причем, это время нельзя настроить. С другой стороны, если войти в любое подменю, высветится шкала настройки, которая вообще не исчезает. Это удобно для настройки, но меню при этом мы не вид, что не очень удобно.

Задержка вывода (Input lag) . Минимальная задержка HD91 составляет 76 миллисекунд. Для предотвращения рассинхронизации звука и видео, возможно, придется использовать задержку аудио. Геймерам же, для которых важно время реакции, не стоит использовать этот проектор в качестве основного устройства отображения. С другой стороны, я сам провел несколько часов за игрой Skyrim на PS3 без каких-либо проблем.

Сдвиг линз . Сдвиг линз нашего героя имеет хороший диапазон. В то же время, использовать его не так уж и просто, потому что, во-первых, колесики вертикального и горизонтального шифта установлены в одном направлении, и достаточно сложно запомнить какое из них за что отвечает. А во-вторых, они расположены снизу проектора, и управлять ими не сдвинув проектор – то еще занятие.

Цена . Розничная цена в $3999 ставит Optoma HD91 в интересное положение. С одной стороны, по качеству он относится к проекторам в диапазоне 2000—2500 долларов. С другой – $4000 это уже сегмент устройств более высокого уровня. Поэтому у пользователя возникает дилемма: заплатить меньше за то же качество, либо столько же за лучшее…

Сравнение:

Optoma HD91 против Epson Home Cinema 5030UB

Для сравнения мы установили Optoma HD91 рядом с Epson Home Cinema 5030UB, ламповым проектором стоимостью $2499. Оба испытуемых – FullHD-проекторы для домашнего кинотеатра от именитых производителей, у которых было достаточно времени для «вылизывания» своих продуктов.

Если оценивать только картинку и абстрагироваться от яркости, поражает насколько похожи эти два проектора. Оба демонстрируют детализированную, контрастную, качественную картинку. И оба могут быть откалиброваны в соответствие со стандартами без лишнего труда.

Если единственный волнующий вас момент это высококачественное HD-изображение на не очень большом экране, вам подойдет любой из них. Если же размер имеет значение – идем дальше.

Epson может похвастаться гораздо более высокой яркостью, чем Optoma HD91 как в самых ярких, так и в откалиброванных режимах. В Динамическом режиме Epson генерирует 2230 Лм, что почти в три раза больше, чем 840 Лм у Optoma HD91 в ярком режиме. Режим Кино HC5030UB – это 805 Лм, Optoma HD91 – 517 Лм. Кроме того, Epson имеет режим Гостиная, в котором цветопередача и контрастность не сильно отличаются от кинорежима, но при этом световой поток составляет 1550 Лм. Иными словами, с Epson вы можете получить в три раза более яркое изображение, чем с Optoma.

Это означает, что вы можете использовать Epson 5030 как в затемненном помещении, так и в гостиной, а Optoma HD91 – нет. Это означает, что с Epson вы можете проецировать картинку на экран с диагональю 140” не боясь за яркость и контрастность. Это означает, что вы можете смотреть 3D на гораздо бОльших экранах. Наконец, это означает, что Epson вы можете повесить гораздо дальше, использую трансфокатор, не задумываясь о потере светового потока.

Эпсон также имеет преимущество в уровне черного, особенно в темных сценах, благодаря динамической диафрагме. Эпсон обладает отличной динамической диафрагмой. И хотя DynamicBlack — инетересное решение, оно не может сравниться по скорости и эффективности с хорошей динамической диафрагмой.

Изменение яркости на HC5030UB происходило быстрее и менее заметно, чем на Optoma HD91. С другой стороны, Optoma HD91 обладает лучшей контрастностью в отдельно взятом кадре, особенно в светлых сценах. Несмотря на хорошую контрастность Epson, в таких сценах, картинка Optoma HD91 выглядит более объемной. Понятно, что это не недостаток Эпсон, а преимущество Оптома.

Касаемо цветопередачи. «Из коробки» лучше настроен Эпсон, но оба проектора можно запросто подогнать под Rec. 709 и 6500К. И, говоря открыто, не стоит покупать ни один из этих проекторов, если вы не планируете его калибровать.

Ни один из испытуемых не имеет какого-то преимущества в детализации изображения, но Эпсон обладает преимуществом в четкости. На Оптоме, временами, мы замечали значительное сглаживание. Это не одно и то же с цифровым шумом, но схоже по восприятию. Шум на картинке Эпсон тоже присутствует, но от него можно избавиться с помощью встроенной системы устранения. А так как сглаживание — это особенность технологии, а не сигнала, избавиться от него нельзя.

Особенности . Срок службы светодиодов Optoma HD91 составляет 20 000 часов. В то время как лампа в Epson PowerLite Home Cinema 5030UB прослужит 4000—5000 часов. Таким образом, светодиоды — это 4-5 ламп, которые в сумме обойдутся пользователю в $897 — $1196, что в итоге поднимет соответствующую стоимость владения Эпсоном до $3695, а это уже очень близко к $3999, которые просят за Optoma HD91. Но в случае с Эпсон, вы получаете в три раза более яркий проектор!

Кроме того, найдется мало пользователей, способных выжать из проектора все 20 000 часов, ведь это 10 000 двухчасовых фильмов или один фильм в день на протяжении 27 лет! Иными словами, 20 000 часов — это очень много. И, скорее всего, проектор устареет морально и будет заменен задолго до истечения этого срока. Если вы решите заменить Эпсон до истечения 20 000 часов — разница в стоимости ламп останется у вас в кармане. В случае с Optoma HD91 такой трюк не пройдет, ведь цена 20 000 часов уже заложена в стоимость устройства.

HD91 совместим с анаморфными объективами, чем не может похвастаться HC5030. Optoma HD91 имеет трехлетнюю гарантию по сравнению с двухлетней от Эпсон (в США. Прим. Проекторщика). Оба проектора совместимы с FullHD 3D, имеют вставку кадров, систему повышения резкости, сдвиг линз и низкий уровень шума. Оба предполагают очень гибкий выбор места установки.

Резюмируя можно сказать, что в условиях домашнего кинотеатра, Optoma HD91 выдает замечательное изображение, сравнимое с Epson PowerLite Home Cinema 5030UB. Но более высокий световой поток последнего позволяет выдавать это изображение на бОльшем по размеру экране, в менее идеальных условиях освещения или с бОльшего расстояния.

Выводы

Optoma HD91 – один из первых светодиодных проекторов, построенных специально для домашнего кинотеатра. Если смотреть на него с данной точки зрения – это выдающийся продукт. Он совмещает в себе изображение кинотеатрального качества, которого энтузиасты ожидают от подобного устройства, со всеми современными фишками и особенностями ламповых проекторов, плюс источник света со сроком службы в 20 000 часов.

Конечно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и в случае с Optoma HD91 приходится жертвовать световым потоком. В сравнении с обычными «фонариками», заявленные 1000 лм нашего испытуемого – почти ничто, а реальные 517 лм и того меньше.

Несмотря на отличный объектив с 1,9-кратным зумом, пользователь очень стеснен в установке из-за падения яркости, хотя, конечно, этот момент можно компенсировать меньшим экраном.

Когда телевизоры становятся все больше, главным преимуществом проектора остается способность создавать по-настоящему огромную картинку. Но в случае с Optoma HD91, если вам необходимо установить проектор далеко от экрана, размер его качественного изображения, может быть сравним с большим ТВ.

Не хотим ввести вас в заблуждение. Optoma HD91 – великолепный проектор, сравнимый с ламповыми моделями. Единственное, что мы хотим донести – будьте внимательны при установке, дабы быть уверенными, что его яркости хватит для желаемого вами размера экрана. А при должной подготовке, Optoma HD91 вполне способен «покрыть» экран размером 120” по диагонали.

Если вы реально хотите отказаться от покупки ламп, вероятно Optoma HD91 – ваш выбор.

Copyright © 1999—2014 ProjectorCentral, All Rights Reserved

Перевод: Проекторщик

Copyright ©, Все права защищены

Ну и напоследок , мои личные впечатления о проекторе. Я видел эту машинку на ISE2014. Размеры проектора конечно впечатляют. Они реально не свойственны для кинотеатральных одноматричных DLP-проекторов. Но, думаю, сказывается особенность конструкции. Работал он в абсолютно темной комнате, на экране размером около 100 дюймов. Я не знаю, что это был за экран и каков его коэффициент усиления, но картинка была очень хорошей.

Цена на него в «Старом свете» явно задрана, ведь как пишет Билл, в США он стоит $4000 или до 150 000 рублей по нынешнему курсу. А в Европе, как мне сказали на выставке, РРЦ составляет 5000 евро, что по нынешнему курсу уже порядка 250 000 руб., примерно за столько его можно найти и на Маркете. Если представители Optoma дочитают до этого места, быть может они сообщат, какова рекомендованная цена на в России?

Пара не очень качественных фоток с выставки (как вы понимаете, фотка в посте выше тоже с выставки)

За сим разрешите откланяться и задать вопрос: нужен ли дома именно LED-проектор?

Чуть не забыл , у меня справа в колонке есть раздел «Обязательно к просмотру», там можно увидеть ролик с YouTube, в котором ребята из PRO Hi-Tech брали у меня коротенькое интервью. Сразу оговорюсь, интервью бесплатное, и я не имею никакого отношения ко всему, что говорят в ролике другие люди

  • Компьютерное железо
  • Вот уже который год компьютерная техника меняет наш мир в лучшую сторону. Но, вместе с неимоверными возможностями, она несет в себе и большую угрозу: сильную нагрузку на наши глаза.

    Про причины ухудшения зрения в результате продолжительной работы за экранами компьютеров/планшетов было написано много. Большинство сводидся к мысли, что глаза человека не рассчитаны на ту нагрузку, котороую они получают при работе за ЖК-экранами. Особенно сильно на себе ощущают такое негативное влияние программисты и представители других, связанных с работой за компьютерами, профессий.

    Как быть в этой ситуации? Неужели человечество не придумало способа избежать негативного влияния на глаза в процессе работы за компьютерами?

    В этой статье я хочу рассказать про LED-проекторы, которые, как мне кажется, имеют меньшее негативное влияние на глаза и вполне могут стать заменой ЖК-экранов.

    Предисловие

    Но, для начала предлагаю рассмотреть другие альтернативные технологии отображения информации.
    E-ink, ты мир!
    Спасти человечество замахнулась технология e-ink (так называемые «электронные чернила»). Суть технологии следующая: e-ink «рисует» статическую картинку, которую человек видит в отраженном от экрана свете. Источник же света может (и должен) быть внешним, сам e-ink таковым не является. Такой способ фактически и есть естественным способом получения информации для человеческих глаз.

    Как и многие относительно молодые технологии, e-ink имеет свои недостатки.

    Во-первых, время обновления на экране значительно уступает обычным ЖК-мониторам (примерно в 50 раз). Во-вторых, почти все вариации технологии не имеют возможности представления информации в цвете, а та, что есть - неразвитая.

    Именно из-за этих недостатков данная технология так и осталась нишевой в основном для производства электронных книг. Будем надеяться, что технологию когда-нибудь улучшат, и ее можно будет использовать для производства мониторов и не только. Ну а пока стоит признать - как полная замена обычных ЖК-экранов, технология непригодна.

    В прочем, есть возможность использовать некоторые модели электронных книг (c e-ink экраном) как второй монитор компьютера. А еще на некоторых - застолбить почти полнофункциональный Android. Если тема интересна - могу рассказать про это в отдельной статье.

    Более детально про e-ink в статье на википедии .

    Теплые ламповые проекторы
    Вообще, проекторы - древняя технология. Суть ее проста: проектор светит на проекционную плоскость, от нее свет отбивается и человек видит картинку. Чем дальше поставить проектор - тем большей будет диагональ изображения, и тем ниже будет светоотдача от проекционной плоскости. Наоборот, чем ближе - тем меньше диагональ и больше светоотдача.

    Как мне кажется, такой способ получения информации для человеческих глаз более естественный, чем от ЖК-экранов. Свет более рассеяный, менее яркий, можно сделать большую диагональ картинки (хоть 100"). Тем не менее, ламповые проекторы не пользуются большой популярностью. Почему? Этому есть несколько причин:

    • Цена. Ламповые проекторы стоят дороже;
    • Ресурс лампы накаливания проектора - ограничен (примерно 5000 часами, а то и меньше), и стоимость ее замены достаточно большая;
    • Минимальные проекционные расстояния (то есть расстояние от проектора до плоскости, на которую проецируется изображение), как правило, не меньше 1 м, в результате - не всегда есть необходимое пространство для установки;
    • Необходимость для проекторов наличия проекционного экрана (либо другой плоскости, на которую будет проецироваться изображение).

    Из-за этих недостатков ламповые проекторы в основном используются как элемент домашнего кинотеатра, а не для обычной работы за компьютером.

    Википедия расскажет больше.

    LED-проекторы: спасение пришло

    Буквально пару лет назад появилась модификация проекторов, в которых лампы накаливания заменили на LED. Благодаря этому, многие недостатки обычных проекторов были нивелированы:
    • Цена LED-проекторов - в несколько раз ниже;
    • Ресурс работы LED-проекторов - в несколько раз выше (20000-30000 часов);
    • Некоторые производители (но не все!) уменьшили минимальные проекционные расстояния до 0.5-0.6 метров. Таким образом, LED-проектор можно просто поставить перед собой (например, на стол) и использовать его как замену монитору при обычной (настольной) работе.

    Если год-два назад количество моделей на рынке было ограничено, то сегодня уже есть с чего выбрать. Даже появились модели с встроенными аккумуляторами для автономной работы, с USB/SD ридерами, с Андроидом на борту.

    Итак, что мы имеем.
    А имеем то, что уже сегодня за $500 можно купить устройство для замены вредных ЖК-экранов. Да здравствует революция!

    По моим личным ощущениям, проекторы все-таки хуже для глаз, чем e-ink, но значительно лучше за ЖК-экраны. Конечно, индивидуальные особенности никто не отменял. Так что нужно попробовать поработать за проектором чтобы узнать, будет ли он лучше именно для ваших глаз.

    Что же касается проекционной плоскости, то она может быть любой. Идеально - это проекционный экран (но они, почему-то, изготавливаются исключительно под большие диагонали от 80"). Можно проецировать на белую бумагу. Либо на белую стену. Здесь главное, чтобы цвет плоскости был именно белым, и чем белее - тем лучше.

    Что еще не так
    Поскольку LED-проекторам всего несколько лет, данная технология имеет свои недостатки.

    1. Пожалуй, самым большим является уровень шума (от 25 до 32 дб). Работать при таком шуме - некомфортно, особенно если учесть, что проектор, как правило, нужно ставить недалеко от себя.

    2. Разрешение большинства LED-проекторов - всего 1280x800. FullHD модели тоже есть, но стоят они пока неприлично дорого. Есть и более дешевые модели с еще меньшим разрешением, но использовать их для замены монитора, я думаю, будет неудобно.

    3. Светопоток LED-проекторов значительно ниже, чем в обычных ламповых. Первые модели имели всего 200 лм, что делало работу в светлом помещении почти невозможной. Более современные (и дорогие) модели имеют светопоток на уровне 700 лм, и, если проектор ставить не очень далеко от проекционной плоскости, светоотдача буде достаточно хороша. Но не забываем - чем ближе проектор, тем меньше диагональ картинки.

    4. Если ставить проектор перед собой (например, на стол), нужно учитывать такие показатели, как: минимальное проекционное расстояние и проекционное отношение. Они не всегда подходят для такого (настольного) формата использования проектора, так что нужно внимательно изучать спецификации устройства. В интернете есть сайты-калькуляторы для проекторов, которые рассчитывают размер диагонали проецируемого изображения в зависимости от расстояния и модели, тут Google в помощь. Заметки:

    • Как я уже говорил, минимальное проекционное расстояние большинство производителей задает (почему-то) на уровне 1 метра и больше. Но есть модели с минимальным расстоянием в 0.5 метра. Меньше не встречал.
    • Проекционное отношение - это отношение дистанции проекции к диагонали проецируемого изображения. То есть, сколько дюймов картинки мы получим в зависимости от того, как далеко поставим проектор. Наилучшее, что я видел, это 0.9, то есть на расстоянии 1 метра диагональ изображения будет 1.11 метра.
    Итог
    Как и любая технология, LED-проекторы имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществами есть (субъективно) большая безопасность для глаз, по сравнению с ЖК-экранами, и большая скорость реакции вместе с цветным изображением, по сравнению с e-ink. Среди недостатков, присущих на данном этапе развития технологии, можно выделить: уровень шума, относительно небольшое максимальное разрешение (в не-премиум моделях), относительно низкий светопоток. Кроме того, минимальные проекционные расстояния и проекционные отношения не настолько хороши для «настольной» работы, как хотелось бы. Но со всеми недостатками можно (и нужно) мириться, так как зрение, тем более для тебя, %username%, самое ценное.

    Надеюсь, тема вас заинтересовала. Это моя первая статья, замечания приветствуются.