Длительный тест камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II. Olympus OM-D E-M1: Моя любимая камера За что я люблю Olympus E-M1

Компактная и лёгкая камера в рестростиле с возможностью записи 4K-видео, матричной стабилизацией, большим видоискателем, сенсорным наклонным дисплеем… и всё это за вполне разумную стоимость. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Будем искать недостатки, ведь без них не бывает. В любом случае, если сравнивать исключительно по характеристики, то многие конкуренты меркнут на фоне Olympus OM-D E-M10 Mark III. По сути, единственным прямым конкурентом со схожей стоимостью, массогабаритными показателями и функциональностью является только Panasonic Lumix DMC-GX85. Sony ILCE-6300 – дороже, не имеет матричной стабилизации и сенсорного дисплея, по многим параметрам схож, но дороже уже значительно. Где-то рядом ещё Fujifilm X-E3, но у него нет встроенной стабилизации, а цена гораздо выше. Разумеется, более дорогие конкуренты нацелены на опытного фотографа, тогда как целевая аудитория тестируемой камеры – это любители и начинающие.

Технические характеристики

Тип камеры Беззеркальная камера со сменными объективами
Матрица 4/3 дюйма, МОП
Эффективные пиксели 16,1 Мп
Всего пикселей 17,2 Мп
Фильтр нижних частот Есть
Байонет объектива micro 4/3
Процессор TruePic VIII
Размеры фотокадра 4608*3456
Формат фотоснимка RAW 12 бит, JPEG (EXIF 2.3, DCF)
Размер видеокадра 3840×2160 (4K), 1920×1080, 1280×720
Формат видеофайлов MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG)
Чувствительность ISO 64-25 600 с шагом 1/3 или 1 EV
Диапазон выдержек Механический затвор: 1/4000 - 60 сек
Электронный затвор: 1/16000 - 60 сек
Режимы замера экспозиции ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
Коррекция экспозиции +/- 5 EV (1/3 ступеней)
Вспышка Есть (GN 8,2 при ISO 200)
Видоискатель Электронный видоискатель с разрешением 2 360 тыс. точек
Дисплей Поворотный сенсорный 3,0-дюмовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек
Носитель данных SD (SDHC/SDXC/UHS-I/UHS-II)
Разъёмы HDMI Type-D, USB Type-B (microUSB)
Дополнительно Wi-Fi 802.11b/g/n 2.4 ГГц
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS‑50 8,7 Вт*ч
Габариты, мм 121,5*83,6*49,5
Вес, г 410 (с аккумулятором и картой памяти)

Внешний вид

Olympus со времён модели PEN E-P1 активно использует ретродизайн в оформлении своих камер. Изначально в данной стилистике выполнялись все модели, но с появлением премиальной линейки OM-D чистая классика осталась только за ней. Конечно, нотки ретро есть и в камерах современных моделей серии PEN, но и надпись «Since 1959» на их корпусе уже не смотрелась бы.





Новинка заключена в пластиковый корпус с небольшими алюминиевыми вставками. На первый взгляд премиальная серия и отсутствие в конструкции магниевых сплавов – это моветон. Но не будем забывать о стоимости камеры, которая уже в нашей рознице составляет около 800 долларов, т.е. соизмерима с такими любительскими аппаратами как, например, . Премиальных материалов нет, но всё равно камера выглядит отлично, да и качество сборки высокое. Кроме того, при работе с камерой на морозе пластиковый корпус гораздо удобнее и приятнее в работе, чем металлический. Из особенностей новинки стоит отметить чуть увеличившуюся рукоятку, которая облегчает работу с камерой одной рукой.

Спереди находится байонет объектива и светодиодная подсветка автофокуса. Сзади правее наклонного дисплея установлены клавиши блокировки экспозиции/фокусировки, входа в основное меню, смены режима отображения информации, удаления, перехода в режим просмотра, а также круглый многофункциональный 4-позиционный манипулятор с клавишей ввода по центру.

Сверху по центру установлена подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании, а также пара микрофонов. Левее вспышки находится рычажок включения, который также является замком подъёмной вспышки, и клавиша вывода меню режима. В правой части установлен круглый селектор режимов съёмки, клавиши цифровой трансфокации и видеозаписи, а также пара дисков управления, в один из которых интегрирована клавиша спуска затвора.

Дисплей точно такой же, как и у предшественника – наклонный, сенсорный, с разрешением 1040 тыс. точек. Конечно, сейчас на рынке доступны камеры с гораздо большим разрешением дисплея, но все они значительно дороже нашего подопытного. Дисплей обладает большими углами обзора, поэтому визировать изображение легко даже при взгляде под острым углом. Яркость белого при стандартных настройках составляет 336,5 кд/кв.м, а если выкрутить яркость подсветки до максимального значения – 822,51 кд/кв.м, при этом яркость чёрного поля составляет 1,07 кд/кв.м. В общем, работать с камерой можно даже при падении на экран прямых солнечных лучей.

А вот сенсорное управление камерах Olympus оставляет желать лучшего. Оно есть, но его как бы и нет, особенно если сравнивать с главным конкурентом в лице Panasonic Lumix DMC-GX85. Управлять основным меню при помощи сенсорного дисплея нельзя, быстрое меню тоже доступно только при помощи физических клавиш, множественные касания не поддерживаются, поэтому масштабировать отснятый материал приходится через вызов сенсорного ползунка. Хорошо хоть жесты пролистывания фото поддерживаются. Из плюсов сенсорного дисплея можно отметить возможность плавного управления выдержкой, трансфокатором, диафрагмой и уровнем звука в режиме видеозаписи, а также возможность выбора точки фокусировки при визировании изображения через видоискателя. А ведь Olympus была пионером внедрения сенсорного управления в беззеркальных камерах, поэтому от каждой новинки ждёшь в этой области значительного прогресса, а его всё нет. И не стоит забывать, что камера в первую очередь ориентирована на новичков, некоторые из которых, возможно, кнопочного мобильника никогда не видели.

Меню предшествующих моделей OM-D E-M10 было чрезвычайно схоже с пользовательским интерфейсом старших камер премиальной линейки Olympus. В новинке меню значительно упростили. Кроме того, был добавлен «расширенный режим съёмки», который будет особо полезен именно начинающим фотографам. Дабы не утомлять описанием интерфейса, ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Все необычные режимы работы камеры вынесены в отдельный «Расширенный режим съёмок», переход к которому осуществляется при переводе диска выбора режимов работы в положение «AP». Тут находятся режимы съёмки с длительной выдержкой, мультиэкспозиции, HDR, беззвучный режим (электронный затвор), панорамная съёмка, режим коррекции трапециевидных искажений, а также режимы брекетинга экспозиции и брекетинга фокусировки. Последний режим особо оценят любители различной мелкой «предметки». Примечательно, что все перечисленные режимы не являются полностью автоматическим, и пользователь волен вводить массу коррекций в настройки, в том числе доступна съёмка в RAW. К слову, в режиме HDR съёмка в RAW тоже возможна, но только при выборе RAW+JPEG, тогда как съёмка исключительно в RAW в данном режиме невозможна.

Коррекция трапециевидных искажений в меню камеры



Как и все конкуренты, тестируемая камера оборудована модулем WiFi. Модулей Bluetooth и NFC нет. Впрочем, и без NFC настройка производится довольно быстро – достаточно установить на смартфона приложение Olympus Image Share и сфотографировать QR-код на экране фотоаппарата. При беспроводном соединении возможен просмотр отснятого материала и его пересылка на смартфон. Разумеется, предусмотрено и удалённое управление, причём поддерживается не только фото, но и видеосъёмка. Но в случае видеозаписи разрешение не может превышать 1920*1080 точек, качество понижается битрейт (до режима качества «Fine»), скорость потока – до 30 кадров в секунду. Во время удалённого управления задержка на экране смартфона практически незаметна. При удалённом управлении возможна настройка длительности выдержки, раскрытия диафрагмы, чувствительности, баланса белого, а также управление трансфокацией (при условии использования объектива с электрическим приводом) причём как в режиме фото, так и в режиме видеосъёмки.

Камера в работе

Длительность подготовки камеры к работе зависит от типа установленного объектива. С комплектным объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 первый снимок можно сделать лишь через 1,17 секунды после включения питания. Но тут нужно учесть, что объективу с моторизированным приводом требуется время для выхода в рабочее положение. При установке обычных объективов первый снимок можно сделать через 0,51 секунды после поворота рычажка питания. Далеко не рекорд, но неплохо.

Заявленная скорость серийной съёмки составляет 8,6 кадров в секунду, что подтвердилось во время измерений, причём камера вытягивает заявленную скорость как при использовании формата JPEG, так и при использовании RAW. Примечательно, что даже при активировании программных обработок либо шумоподавления скорость серийной съёмки не снижается, а это дорого стоит. В первую очередь это заслуга мощного 4-ядерного процессора TruePic VIII (стоит отметить, что во флагманской камере OM-D E-M1 Mark II используется пара таких же процессоров). При съёмке в RAW камера способна отснять серию на максимальной скорости длительностью 22 кадра, а при съёмке в JPEG – до заполнения карты памяти. Но для таких результатов придётся раскошелиться на карту памяти SD UHS-II, потому как при использовании даже самых быстрых карт SD UHS-I длительность серии составляет 10 кадров в RAW и 21 кадр в JPEG.

Автофокус в камере работает только в контрастном режиме, тогда как многие беззеркалки благодаря встроенным в матрицу фазовым датчикам способны работать в гибридном режиме. В камере предусмотрены разнообразные режимы выбора зон, в том числе имеется возможность выбора перемещением пальца по экрану при визировании через видоискатель, что весьма удобно. При и использовании комплектного объектива M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 камера смогла навестись на тестовом шаблоне за 0,36 секунды. Это неплохой результат, ведь, например, побывавший у нас на тестировании смог сфокусироваться только за 0,46 секунды. Но в тоже время нельзя не отметить, что камера зеркального типа в режиме Live View смогла сфокусироваться за 0,09 секунды. В плане чувствительности автофокуса ничего сверхъестественного – при тестировании камера смогла сфокусироваться при освещённости 0,52 лк, что приблизительно соответствует уровню -2 EV. Тут современные камеры Panasonic впереди, ведь зачастую легко справляются с заданием при освещённости -4 EV, а в такой темноте даже глаза уже не помощник.

При ручном управлении зону фокусировки можно увеличить в 3, 5, 7, 10 и 14 крат, что позволяет производить наведение на объект съёмки даже в самых сложных условиях. Кроме того, имеется функция «фокус пикинга» с возможностью выбора одного из 4 цветов подсветки граней резкости. Данная функция будет полезна не только любителям мануальной оптики, но и для фанатов макро и предметной съёмки. Стоит отметить, что на беззеркалки Olympus через переходник без проблем устанавливается огромный набор советской дешёвой оптики, в том числе под байонет М39 для дальномерных камер (в случае использования объективов под M39 на камерах зеркального типа возможна только макросъёмка), которые на барахолках стоят вообще сущие копейки (2-5 долларов).

Установка экспопары возможна в режимах PASM, что является стандартом для подавляющего большинства системных камер. Зато в настройках режима работы экспозамера кроме стандартного трио (матричный, центрально-взвешенный, точечный) предусмотрены режимы «зона света» и «зона тени», которые являются фирменными особенностями камер Olympus. Кроме того, имеется возможность раздельной регулировки светлых, средних и тёмных тонов, что позволяет публиковать снимок без последующей обработки и даже без необходимости съёмки в RAW (разумеется, если требуется срочная публикация через смартфон). Экспозамер оказался довольно точным, и при тестировании ошибка экспозамера составила всего -0,1 EV, что практически невозможно заметить без сравнения с эталонным изображением.

По количеству настроек баланса белого тестируемая камера не уступает гораздо боле дорогим фотоаппаратам. Разумеется, предусмотрен набор пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка), автоматический режим с возможностью активирования функции сохранения тёплых тонов, а также ручной ввод цветовой температуры. В ручном режиме имеется 4 ячейки для хранения настроек, что в сравнительно недорогих камерах встречается нечасто.

Шумы

Максимальный уровень ISO значением 25 600. Минимальное значение чувствительности в стандартном диапазоне - ISO 200, расширенный диапазон также включает значение ISO 100.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера




При определении уровня яркостного шума в числовом выражении съёмка велась как в формате RAW, так и в формате JPEG с отключенным шумоподавлением. Съёмка велась в режиме RAW+JPEG, то есть кадры в обоих форматах получены одновременно. Как видно на графике, при съёмке в JPEG, начиная с чувствительности ISO800 активируются алгоритмы скрытого шумоподавления. Нельзя сказать, что шумоподавление уж слишком активное, но при максимальном значении чувствительности разница достигает 5,7 дБ, а это практически двукратная отличие в уровне шумов.

Стабилизация

В камере имеется встроенный 5-осный стабилизатор с заявленной эффективностью 4 EV при тестировании по методике CIPA. Эффективность не самая впечатляющая, ведь для Olympus OM-D E-M1 Mark II заявлен выигрыш до 5,5 ступеней. Но неожиданно подопытный показал даже лучший результат. Возможно это связано с меньшим весом камеры, из-за чего руки меньше устают. Но даже без сравнения с флагманом результат кажется невероятным – 10 кадров из 10 чёткие уже при выдержке 1/6 секунды. В общем, компания Olympus в очередной раз доказала, что её стабилизаторы в режиме фото лучшие. На самом деле, затаив дыхание и замерев как истукан, можно получить кадр без смазывания при съёмке с рук на выдержках в несколько секунд, но подразумевает обычное использование камеры.

Вспышка

Вспышка в камере не особо мощная – ведущее число всего 8,2 при ISO200. Использовать её можно разве что для беспроводного «поджига» вспышек при синхронизации по световому каналу. Но зато настроек как для такой бюджетной малютки довольно много. Кроме возможности выбора режимов (синхронизация по первой или второй шторке, режим коррекции эффекта «красных глаз») предусмотрен делитель мощности (1/1,3…1/64). Разумеется, при использовании встроенной вспышки наличие делителя не актуально, а вот при установке накамерных спидлайтов – это уже плюс, ведь можно производить настройку, не используя меню внешней вспышки. Также предусмотрена функция настройки длительности скорости синхронизации, причём минимальная составляет 1/250 с, тогда как у главного конкурента – 1/160 секунды.

Тут также стоит отметить, что китайские производители уже освоили не только мануальные, но и TTL-вспышки для Olympus. У той же Godox есть отличное решение с ведущим числом 60 при ISO100, поворотной головой и встроенным модулем синхронизации по радиоканалу, причём всего за 110 долларов. Конечно, для флагмана это не актуальное предложение, но для сравнительно недорогой камеры – это отличное решение, которого ещё пару лет назад под систему Olympus просто не существовало, что заставляло многих потенциальных покупателей бюджетных камер смотреть в сторону системы Canon (у бюджетных Nikon почему-то до сих пор при работе с внешней вспышкой функциональность существенно урезана), под которую китайские TTL-вспышки появились уже достаточно давно.

Примеры фото

Режим видеозаписи

Сравнительно недорогой фотоаппарат с множеством бонусов вроде матричной стабилизации, которая работает в том числе и в режиме видеосъёмки, вдобавок ко всему ещё умеет записывать 4K-ролики. Но чуда ожидать не стоит – что в режиме FullHD, что в режиме 4K представление цвета только 8-битное, а цветовая субдискретизация 4:2:0. Но зато есть возможность записи в режиме 1080/60p. Разъёмов подключения микрофона и наушников нет. Для записи качественного звука можно воспользоваться внешним HDMI-рекордером либо диктофоном. Тайм-коды, камера, разумеется, не поддерживает, но синхронизировать звук при последующей обработке видео можно банальным хлопком в ладоши вместо “киношной” хлопушки-нумератора. В общем, выкрутится можно. Примечательно, что режим «фокус пикинг» при видеосъёмке работает. Неопытным операторам можно полностью довериться автоматической фокусировке, ведь она работает корректно и незаметно, что приятно радует. Стабилизатор в режиме видеосъёмки безошибочно определяет режим панорамирования, поэтому никаких рывков при вертикальной и горизонтальной проводке не проявляется. Да и вообще стабилизатор работает образцово.

Пример видеозаписи 4K (3840*2160 точек)

Пример видеозаписи 1080/60p

Пример видеозаписи 1080/30p

Аккумулятор и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор BLS-50 ёмкостью 8,7 Вт*ч, то есть такой же, как и у предшествующей модели. Длительность автономной работы при тестировании по стандарту CIPA выросла с 320 до 330 кадров. Вероятнее всего новый процессор оказался немного экономичнее, ведь мощность встроенной вспышки, дисплей и аккумулятор, которые напрямую влияют на длительность автономной работы, остались неизменными. При обычном повседневном использовании аккумулятора хватает на 350-400 кадров. Если же не забывать выключать камеру, то на полтысячи можно рассчитывать смело, что является очень хорошим результатом для компактной беззеркалки. Но всё же камеры зеркального типа тут далеко впереди. Зарядка аккумулятора от USB-шины/зарядки не поддерживается, поэтому пополнить заряд от мобильного аккумулятора можно только при помощи разнообразных китайских переходников, что не слишком удобно.

Заключение

Камера понравилась, причём очень. Конечно, без недостатков не обошлось, но даже у флагманских камер их предостаточно. Olympus OM-D E-M10 Mark III – это замечательный мобильный и, что важно, многофункциональный инструмент за разумную стоимость. Он невелик и лёгок, поэтому прекрасно подходит для стрит-фото. Благодаря великолепному 5-осевому стабилизатору он способен делать кадры без смазывания на огромных выдержках в несколько секунд, что позволяет использовать минимальные ISO даже ночью. То есть в условиях слабой освещённости получать уровень шумов и динамический диапазон соизмеримый с дорогущими флагманскими зеркалками, которые в таких условиях просто вынуждены использовать высокие значения чувствительности. Функция брекетинга фокусировки позволяет использовать камеру для предметной и макросъёмки. Кроме того, камера способна записывать 4K-видео неплохого качества. Вдобавок к этому имеется видоискатель и наклонный сенсорный дисплей, что добавляет удобства. В общем, полный набор за цену бюджетной зеркалки.

Минусы:
– материалы корпуса на премиальную серию не тянут (но зато пластиковый корпус на морозе удобнее);
– нет разъёмов под микрофон и наушники;
– слабо развита система сенсорного управления;
– чувствительность автофокуса ниже, чем у главного конкурента из лагеря Panasonic;
– нет возможности зарядки аккумулятора от USB-шины/зарядки;
Плюсы:
– дизайн и эргономика;
– малый вес;
– поддержка карт формата SD UHS-II;
– Возможность сенсорного выбора точки фокусировки при визировании через видоискатель;
– функция брекетинга фокусировки;
– функция удалённого управления с возможностью съёмки видео;
– великолепный 5-осный стабилизатор;
– поддержка записи 4К-видео;
– длительность автономной работы (в сравнении с основным конкурентом).

Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

Первую цифровую камеру я купил в 2002 году, через пару месяцев после переезда в Москву. Тогда приличные фотографы еще не воспринимали «цифру» всерьез, но мне на пленке было уж совсем тоскливо. После первого же знакомства в 1999 году с простенькой камерой Epson, разрешение сенсора которой равнялось аж одному мегапикселю, я понял, что это мое. К сожалению, на тот момент желания еще не совпадали с возможностями, но как только они сблизились, я тут же начал выбирать цифровую камеру.

Некоторое время присматривался к «мыльнице» Fuji с умопомрачительным разрешением матрицы (аж 4 мегапикселя!), но Евгений Козловский сказал, что мыльницы для лохов, и только зеркалки выбор серьезных парней. Козловскому я доверял, и в итоге купил Olympus Camedia C-2500L. На тот момент (весной 2002-го) она продавалась уже третий год, особым чудом техники не была. Но зато и стоила около 700 долларов. По тем временам очень гуманно.

Что можно сейчас, спустя 14 лет, сказать о качестве съемки на квази-зеркалку с матрицей 2.5 мегапикселя? Да сейчас смартфоны лучше снимают. Но тогда лично для меня это было словно прорывом в другое измерение. И карточка объемом целых 64 мегабайта казалась почти бесконечной.

Но уже через год возможностей C-2500L мне стало не хватать. Я продал ее другу Юре, у которого камера благополучно трудилась еще много лет, а сам купил Olympus Camedia E-10. И вот это было уже совсем круто. «Десятка» так ловко и красиво фиксировала реальность, что даже через десятилетие мне очень приятно смотреть на многие кадры. Их было отснято порядочно – многие тысячи. И по работе, и в поездках, и для души. Мне очень нравилось, что у нас с камерой одинаковые представления о прекрасном. Каюсь, никогда не был хардкорным фотографом, и до сих пор предпочитаю пользоваться автоматическими режимами. Нет, если прижмет, то, конечно, настрою все, как полагается. Но лучше, конечно, просто нажать кнопку – и чтобы было красиво. Так вот на E-10 было именно так. В автоматическом режиме она снимала именно так, как мне нравилось. Как настроил бы я сам.

Но шли годы. После не очень удачной модели Е-20 в стане Olympus начались какие-то брожения и метания, а вот Canon и Nikon, наоборот, основательно продвинулись вперед. И когда пришло время апгрейдить камеру, коллеги по «Компьютерре» убедили брать Nikon D70. Не могу сказать, что камера мне совсем уж не понравилась. В конце концов, она снимала в RAW – формате, позволяющем исправить многие огрехи пост-фактум. Но в автоматическом режиме получалось вообще не то, что мне хотелось. И в первые месяцы после расставания с Е-10 было ужасно некомфортно. Потом привык, куда деваться. Но воспоминание о камере, с которой мы жили в полной гармонии, осталось.

Не буду описывать все свои камеры, перейду к главному. Осенью 2014-го Алекс Экслер попросил меня отвезти в Москву камеру Olympus OM-D E-M1. И сказал, что если хочу, могу на нее поснимать.


Прилетел домой, вставил в камеру карточку, сделал несколько снимков… и обалдел. Вернулось то же самое ощущение, что десять лет назад с E-10. Камера «видела» мир ровно так же, как и я. Но, конечно, стала на порядок лучше – быстрее, удобнее, точнее в деталях. У меня не было планов менять камеру. Мы на тот момент были вполне счастливы с Sony RX100, совершенно уникальным аппаратом, после знакомства с которым я продал зеркалку Nikon D90 и думал, что вообще навсегда перестал носить с собой камеру, сильно отличающуюся по габаритам от пачки сигарет.

Но, поснимав на OM-D E-M1, понял, что гармонии с RX100 пришел конец. С годами я стал все меньше фотографировать, что называется, для души, и гораздо больше – по работе. Типичный сценарий – поехать куда-то, в течение пары дней нащелкать кадров 300-400, отобрать из них 50 и использовать в тут же написанном репортаже. На выставках и конференциях о правильном свете на стендах мало кто думает. Точнее, мне иногда кажется, что люди стремятся максимально осложнить работу фотографов. Украсить все какой-нибудь жуткой неонкой, затемнить зоны, где лежат новые продукты, накрыть их самыми бликующими на свете стеклами. Все это лечится в Photoshop. И если снимаешь в RAW, лечится почти без следов. Но времени уходит очень много. Когда ты, отмотав пару десятков километров по выставке, пишешь в номере текст, потом отбираешь те самые 40-50 кадров, и потом еще лечишь почти каждый из них… Ну, часа в два ночи обычно заканчиваешь, конечно. Но потом с некоторой нервозностью реагируешь на вопросы – как там Лас-Вегас? Как там Лондон? Да хрен его знает как. Не видел я их.

А вот E-M1 снимала сразу, как надо. И даже профили объективов записывала в сами RAW-файлы, что избавляло от необходимости корректировать оптические искажения (они есть у любых «зумов», независимо от цены). И баланс белого ловила правильно. И фокусировалась мгновенно. И дивно размывала фон.

В общем, E-M1 меня покинула, но тоска по ней осталась. Я посмотрел – почем ее продают, и показалось дороговато. Мне нужна была версия с объективом Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro, где светосила 2.8 сохраняется на всем диапазоне фокусных расстояний. Именно такая связка обеспечивала так порадовавшие результаты. Но инвестировать сразу сотню тысяч рублей…

Решил попробовать камеру Sony a6000, которую в мае 2015-го в Штатах продавали с дивной скидкой в честь Дня матери. Мамы-фотографы, наверное, были в диком восторге. C двумя объективами она обошлась мне примерно в 45 тысяч рублей.

Хорошая камера, спору нет. Наверное, если бы не попробовал E-M1, снимал бы да нахваливал. Но все же разница с Olympus была настолько заметной, что через полтора месяца я a6000 продал и взял китовую версию OM-D E-M1 с правильным объективом. Последней каплей, заставившей принять решение, стало отсутствие на a6000 входа для стандартного микрофона. Я тогда всерьез планировал писать видео в промышленных масштабах, и покупать какую-то адскую конструкцию вместо уже имеющегося нормального микрофона мне не улыбалось категорически.

И вот с июня 2015-го снова снимаю на Olympus.

За что я люблю Olympus E-M1?

Можно, конечно, написать «за всё» и поставить точку. Но это будет не очень вежливо по отношению к читателю, хотя и честно. Расскажу все же поподробнее.

Данная модель относится к классу беззеркалок. Первые представительницы этого племени ничем особенным не радовали, но постепенно они научились снимать не хуже зеркальных камер аналогичного ценового диапазона при гораздо более компактных габаритах. Да, сразу оговорюсь, что суровым парням и девчонкам, считающих все с неполным кадром фигней, дальше лучше не читать. Полный кадр, спору нет, отличная вещь. И если вы а) можете его себе позволить, б) можете полностью использовать его возможности и в) готовы таскать с собой саму тушку и подходящие объективы, респект вам и уважуха. Нет, серьезно, я прекрасно понимаю, что на полном кадре можно добиться большего. Но для моих потребностей и, боюсь, возможностей, как фотографа, покупка полнокадрового фотоаппарата – деньги на ветер.

Тут есть еще один… пикантный момент. Недавно беседовал с действительно хорошим фотографом, имеющим полный арсенал профессиональной техники. И он пожаловался, что большую камеру зачастую приходится носить с собой исключительно для умиротворения заказчиков. Они судят о фотографе исключительно по размерам камеры и объектива, и если габариты не впечатляют – начинают возмущаться. Я, кстати, несколько сталкивался с таким, когда ездил с RX100. Снимаешь какие-нибудь экспонаты на стенде, а сотрудники вежливо уточняют: мол, не прислать ли вам потом нормальные фотографии, а то на эту пукалку ничего толкового не получится.

Правда, был и другой случай. Года полтора назад фотографировал Ноэля Ли, хозяина Monster, и попросил его не удивляться размерам камеры. А он в ответ – да чего удивляться, она ж классная, у меня самого такая. И достал из кармана RX100.


Ноэль Ли в объективе Olympus E-M1. Темнота в зале кромешная.

Но мы отвлеклись. В E-M1 использована матрица 4/3 МОП, разработанной Panasonic. По площади она относительно невелика – почти в полтора раза меньше APS-C, не говоря уж о Full Frame. Законы физики никто не отменял. Но в цифровой фотографии значение имеет не только размер сенсора, но и то, как под него заточен объектив. И еще качество программных алгоритмов. Уже оскомину набил пример, что в смартфонах других производителей фотомодули Sony почему-то снимают сильно лучше, чем в Xperia… Разрешение сенсора 16 мегапикселей, что не рекорд по нынешним временам, но мне этот показатель вообще не критичен. Все, что больше 10 мегапикселей, уже больше, чем на самом деле нужно.

E-M1 вышла в 2013 году, и Olympus ее с тех пор непрерывно улучшает. В конце 2015-го вышла четвертая версия прошивки, добавившая ряд действительно полезных вещей. Например, макросъемку сразу с восемью точками фокусировки, из которых потом можно выбрать одну по вкусу. Упоминаю это в начале рассказа о камере, чтобы подчеркнуть 2 вещи. Первая – несмотря на солидный по нынешним временам возраст, компания о ней не забывает и продолжает совершенствовать. Вот, прямо сейчас заглянул в раздел прошивок и обнаружил совсем новую прошивку, вышедшую 4 февраля. Второй момент – запас производительности E-M1 настолько велик, что даже годы спустя позволяет добавлять ресурсоемкие функции. В 2013-м, когда камера только вышла, она стала настоящим прорывом и получила кучу престижных наград. Но и сейчас она абсолютно современна. И не придумано пока фишек, которые были бы для меня важны, и которых бы в ней не было.

Так вот – о том, что для меня важно.

Абсолютно необходимая в современной камере вещь – это поддержка Wi-Fi. Она позволяет не только скачать фотографии на ноутбук, если в последнем забыли разместить кардридер, но и, что еще важнее, обеспечивает оперативную синхронизацию со смартфоном или планшетом. У Olympus E-M1 тут все на высоте: есть удобное приложение для iOS и Android, через которое можно и готовые снимки в телефон/планшет отправить, и использовать последний в качестве беспроводного видоискателя. Теперь во время зажигательных презентаций я могу делать качественные снимки и мгновенно отправлять их в редакцию или выкладывать в Facebook. Фотографировать сразу на смартфон не вариант: в полумраке даже лучшие модели справляются так себе, да и оптический зум в мобильных устройствах пока редкость.

Вторая полезная штука – поддержка HDR. Когда снимаешь против источника света (увы, иногда приходится), без HDR убивается слишком много деталей. На E-M1 есть два режима HDR, базовый и продвинутый. В обоих случаях камера делает серию снимков с разной выдержкой, а потом на их основе готовит что-то вроде среднего арифметического. Результат отличается по качеству и времени, требуемому для съемки.

Третье, что очень нравится – большой сенсорный видоискатель с поворотным механизмом. То есть, конечно, в основном я смотрю через глазок, но если камеру приходится держать над головой, экран очень выручает. Там заодно можно выбрать точку фокусировки и даже сразу сделать снимок с ней. При просмотре фотографии на экране листаются, как на экране смартфона, жестами.

Пятиосевая оптическая стабилизация встроена в саму тушку, а это значит, что у владельца камеры есть возможность сэкономить на объективах. Я без особых надежд купил недорогой M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:4.0‑5.6 R (от 10 тысяч рублей в Москве), и вдруг обнаружил, что на него можно на максимальном зуме снимать четкие кадры с относительно маленькой выдержкой. Да, по четкости он все же уступает M.ZUIKO DIGITAL ED 12–40mm 1:2.8 PRO, но этот шедевр не зря стоит около 50 тысяч. Светосила 2.8 на всем диапазоне в сочетании с молниеносным автофокусом – это, скажу я вам, просто чудо какое-то. Не любитель носить с собой несколько «стекол» и менять их во время работы, и был соблазн подобрать универсальный ультразум. Но пока рисунок ED 12–40mm 1:2.8 PRO удерживает от экспериментов. Шедевр! У него еще есть интересная особенность – одним движением руки можно переключиться между автоматической и ручной фокусировкой.


На Olympus E-M1 можно снимать уважаемых людей с безопасного расстояния.








С первыми версиями прошивки E-M1 основательно ела аккумулятор. В обзоре Алекса Экслера говорится, что хватало кадров на 200. Сейчас это починили: я, врать не буду, специально не считал, но на 400-450 кадров одного заряда хватает точно. Со мной в январе случай произошел: прилетел на CES, первый день яростно фотографировал с утра до вечера, на второй день тоже щелкал от души, но где-то к обеду заморгал значок – мол, батарея садится, надо зарядить. И тут я обнаружил, что забыл зарядник дома… В окрестных магазинах ничего подходящего за разумные деньги не нашлось, а платить 70 долларов мне как-то не улыбалось. И я пошел на стенд Olympus. Объяснил ситуацию и попросил выручить. Я-то думал, что мне просто зарядят аккумулятор. Но вместо этого бородатый дядька достал из сумки свой экземпляр Е-М1, вытащил оттуда батарею и отдал мне. С ней я снимал до конца выставки, сделав в общей сложности 932 кадра. И второй аккумулятор к тому моменту еще сохранял процентов 30 заряда. Вот и считайте. Да, замечу, что снимал в RAW, а в JPEG расход энергии меньше.

Видео снимает чудесно. В новой прошивке добавили переменную частоту кадров и такую профессиональную вещь, как синхронизация с линейным PCM-диктофоном. Встроенный микрофон пишет звук очень прилично, но и подключить петличку, благодаря наличию разъема, вообще не проблема. Единственный момент – при съемке в максимальном качестве необходима быстрая карта памяти. Обжегшись на медленных, использую сейчас Kingston SDA3 с максимальной скоростью записи 80 Мб/с. С ней все в порядке.

Итого

Знаете, я, наверное, не самый крутой фотограф. Моя дочь снимает гораздо лучше . Мне важна не столько художественная ценность кадра, сколько его информативность. И еще возможность мгновенно зафиксировать какие-то ситуации, сценки существующие считанные секунды. Также регулярно снимаю репортажи – о людях и устройствах.






В этом смысле Olympus OM-D E-M1 идеальна: если я осознанно нажал на кнопку спуска, кадр будет качественным. Разумеется, если я начну снимать без вспышки зайца, мчащегося по полю в кромешной темноте, у меня вряд ли получится что-то толковое. Но даже в полумраке я с руки снимаю своих очень быстро двигающихся детей, и получается неплохо.


Такие коллажи можно делать прямо средствами E-M1.





Корпус из магниевого сплава с пыле- и влагозащитой позволят особенно не переживать, если неудачно приложишь рюкзак или попадешь с камерой под дождь. Кстати, прошу прощения, что на портретах самой камеры многовато пыли: работе это не мешает, а когда налетаешь и наездишь вместе добрых 70 тысяч миль, чего только не осядет.


Можно ли назвать E-M1 лучшей беззеркальной камерой в мире? Понятия не имею. Но это определенно лучшая камера, которая у меня когда-либо была. Камера-спутник. Камера-помощник. Я понимаю, что чудес не бывает. Но очень жаль, что ее не было со мной десять лет назад. Некоторые снимки с техническим браком, вызванным техническими ограничениями того времени, которые я храню, как документы своего времени, можно было бы показывать окружающим.


Фото на закате. Как говорится, “без фильтров”

Лично мне не хватает в камере только автоматической съемки панорам. Их можно легко склеить потом из нескольких снимков, но, привыкнув к этой функции на Sony, отвыкать трудно. В то же время, панорамы теперь отлично снимают смартфоны, так что если она вдруг срочно нужна – проблем не возникает.


Просмотры: 12 377

Общие замечания

В плане крепости конструкции и надежности сборки Olympus OM-D E-M10 Mark II меня порадовала. Это, конечно, не камеры начала 2000-ых, производства Японии, но на сегодняшний день вполне надежная камера. Несколько странной выглядит крыжечка отсека карты памяти+батареи т.к. она не подпружинена, как это обычно бывает. Или слишком слабая пружинка... Неудобно её выковыривать.

На задней стороне расположены управляющие кнопочки (пишу уменьшительно-ласкательно т.к. они очень маленькие). Кнопка «Menu», кнопка «Info», джойстик для перемещения по экрану.

Эти кнопки часто бывают нужны, т.к., например, только через меню можно включить такие функции как HDR или брекетинг. Через меню меняет формат файла и функции ЖК экрана.

С помощью джойстика можно перемещаться по снимку при просмотре (кстати, кнопка просмотра внизу и довольно маленькая и не особенно выпуклая), но левая кнопка джойстика почти вплотную к ЖК экрану — это неудобно.
Короче говоря проектируя миниатюрную фотокамеру, наверное, стоит задуматься о том, что эксплуатировать её будут не мыши, а вполне себе полноразмерные люди, которым гораздо удобнее будет, если кнопки будут выпуклые и их можно не только увидеть, но и нащупать. Это претензия далеко не только (и не столько) к беззеркалкам Olympus, но ко всем беззеркалкам вообще.

Есть такой тип пользователей беззеркалок, как люди старше 50-ти с не очень хорошим зрением в силу возраста (да что говорить и у молодых нынче не все впорядке бывает со зрением из-за засилья всяких гаджетов и ТВ). Они бы и рады использовать беззеркальную камеру, которая позволит избавиться от тяжелой и большой (субъективно) ноши в виде зеркалки, но как они будут высматривать эти микро надписи? Каждый раз очки одевать?
Я понимаю так, что конструировал эту камеру 20-летний парень, у которого зрение единица.

Видоискатель

Электронный видоискатель — отдельная тема для разговора. Я всегда против электронного видоискателя т.к. он показывает не натуральную картинку, а то, что может передать на сегодняшний день электроника. И хоть в Olympus OM-D E-M10 Mark II стоит ЭВИ на 2,36млн пикселей (что весьма много!), но в плане передачи цвета его нельзя считать идеалом, потому мне не очень понравилось, как он отображал результат работы поляризационного фильтра.

на снимке B+W ND-Vario

Учитывая, что у камеры есть стилизованная выпуклость под пентапризму, то почему бы не сделать ОВИ? Для его ценителей... Это, конечно, мечта..."Чем больше электроники — тем лучше!" современный маркетинг

Качество снимков

Качество (техническое) снимков зависит от нескольких факторов:

Характеристик сенсора / матрицы фотокамеры (разрешение, )
- объектива (разрешение, контраст, характеристики на разных фокусных расстояниях в случае зум-объектива)

Разрешение

Всегда скептически относился к камерам с большим кроп-фактором. По той простой причине, что есть предел уменьшения пикселя и достигается он весьма легко, после чего пропадает детализация и не спасает даже самый лучший объектив. И конечно же невозможность иметь сверхширокоугольный объектив нормального качества.

В Olympus OM-D E-M10 Mark II мы имеем кроп 2.0 и размер сенсора 17.3 x 13.0 мм. Это четверть от полного кадра 35мм и в ходе моих съемок я нащупал предел разрешения этой матрицы.
Здесь мы имеет плотность пикселей в 266 пикс/мм и это рекорд среди тех камер, что я знаю. Canon 5Ds даёт 242 пикс/мм, Canon 7D mark II даёт 243 пикс/мм.

Если бы Olympus сделал полнокадровую камеру, что её разрешение было бы 9310 х 6384 пикс, что соответствует 60 Мпикс!

На плотность пикселей я и полагался, когда снимал пустыню и каньоны и в целом мои надежды оправдались, но если кадры увеличить, то видно, что на 16 Мпикс они не «тянут». Детализация хорошая, но чуть увеличил и виден её порог.

Не думаю, что другой объектив вместо китового 14-42mm сильно улучшит ситуацию т.к. я и так снимал на диафрагмах F5.6-8, что нивелировало разницу между топовыми «стеклами», которые оптимизируются под открытые диафрагмы и бюджетными.

Мой вывод: Для фотолюбителя такого разрешения может быть вполне достаточно, но профессионалу любителю пейзажей мало. В следующий раз я бы хотел иметь камеру типа Canon 5Ds .

Динамический диапазон

Динамический диапазон у Olympus OM-D E-M10 Mark II вполне приличный, вопреки ожиданиям. Она вполне неплохо справляется как с недоэкспозицией, так и с переэкспозицией.

Пример недоэкспозиции и вытащенных деталей из теней.

Снимок с полным набором яркостей от белого до чёрного от черной ткани на рукавах куртки малыша до белого песка справа.

снимок не обработан

А если немного добавить контраста и резкости...

Очень прилично справляется со сценой с большим перепадом яркостей!

Теперь попробуем немного переэкспонировать...

Очень хороший результат для маленького сенсора.

К примеру телефон iPhone 4S с таким перепадом яркостей совсем не справляется. Это достаточно печально, потому что Olympus OM-D E-M10 Mark II не умеет клеить панорамы!

Если вы не читали предыдущую статью, с примерами снимков каньона, то я предвижу возгласы, что мол грешно сравнивать фотокамеру и телефон, но .
Программисты Apple очень хорошо поработали именно над этим моментом и на данный момент я не вижу смысла пытаться клеить панорамы беззеркалками с обычными объективами.

Шумы

Да, шумов достаточно. Но они меня не удивили, ведь такая большая плотность пикселей на столь малом по размеру сенсоре. Зато нет таких явных шумодавов, как на Фуджи.

Конечно, сильно будет влиять тёмное в итоге фото или нормально экспонированное. Это вы учтите при пользовании фотокамерами. Если у камеры нет сильных шумов на ISO 800 при нормально экспонированном фото, то при недоэкспозиции на ISO 800 и вытянутой хотя бы на одну ступень картина будет совсем другая. Это касается всех фотокамер. Важно, достаточно ли света попало на матрицу. Нет света — нет деталей из-за сильных шумов.

Вот фото, снятое с меньшей выдержкой (чтобы не было «шевелёнки») и затем вытянуто на 1.8 ступени в RAW конвертере.

Цветопередача

Цветопередача матрицы складывается из нескольких параметров:

Глубина цвета (физическая, а не виртуальная)
- качество АЦП
- баланс белого

Глубина цвета
Глубина цвета на Olympus OM-D E-M10 Mark II заявлена в 36 бит, т.е. 12 бит на канал. Не очень много с одной стороны, но в целом, на глаз, должно быть неразличимо от 48 бит, например. Важно тут скорее строение матрицы, сколько фотодиодов отвечает за зелено-жёлтый спектр, к которому наиболее чувствительны наши глаза. Матрица здесь типичная, байеровская, с упором на жёлто-зелёный спектр, так что проблем с цветопередачей в теории быть не должно (по крайней мере если не устраивать «лабораторные» тесты).

Качество АЦП
Качество АЦП при таких миниатюрных размерах сенсора может сыграть дурную шутку с любой матрицей т.к. приходится делать и качественно и не слишком дорого, что реализовать в миниатюрных масштабах намного сложнее.
Т.е. в теории такая высокая плотность пикселей должна давать потрясающую равномерность цвета, но не даёт ввиду технологических ограничений.

Баланс Белого
Казалось бы совсем виртуальный параметр из мира компьютеров, а не фотокамер, но часто ли мы вручную ставим Баланс Белого? Я снимаю, положим на iPhone и поражаюсь красивому синему небу (хоть и шумному) и бежевым скалам. Тут же поднимаю камеру Olympus OM-D E-M10 Mark II , делаю снимок и вижу, что скалы стали более жёлтые, а небо более циановым.
Где правда, брат?

снято на iPhone 4S

Мы можем спорить до хрипоты, что это не физическая характеристика камеры, но на самом деле это важный параметр. 99% фотографов снимают на автоББ (моя ). Потому и возникают часто баталии «Никон синит», а «кэнон краснит». На самом деле проблема в цветовых профилях этих камер и их интерпретации RAW конвертером.

Дело может дойти до того, что фотографу любителю категорически не понравится вполне качественная камера просто потому, что цвета из неё выходят какие-то не такие, как у соседа (с кэнон, например).

Объектив

Про объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 14-42mm 1:3.5-5-6 EZ мне сказать особо нечего. Разрешение на закрытых диафрагмах у него нормальное, соответствует сенсору. В некоторых положениях зума он ловит блики довольно сильно, но в основном хорошо справляется с боковым светом. Нареканий в этом плане нет ни на объектив, ни на матрицу (например, в отличие от Fuji).

Если очень захотеть, то можно «запарить» любой объектив, а уж зум-объектив и подавно. Потому я в таких удачных условиях нашёл и его слабое место.

Зум на этом объективе электронный, достаточно создать небольшое крутящее усилие в определенную сторону на кольце зуммирования и объектив отработает. Мне больше по душе «мануальные» зум-объективы. В частности еще потому, что это довольно сильно расходует аккумулятор (о чём, кстати, предупреждают и в руководстве к камере). Соответственно «ручной зум» здесь тоже электрический и ничем не спасает от траты драгоценной электроэнергии.
Вот ведь люди... Знали, что ёмкости аккумулятора будет сильно не хватать, но еще и зум поставили только электрический, отделавшись строчкой в руководстве с предупреждением...

Работа от аккумуляторов

Это самое «слабое место» камеры Olympus OM-D E-M10 Mark II . Я поехал в поездку с одним аккумулятором, т.к. выезжал очень оперативно, да и камера была не моя.
На сегодняшний день покупая беззеркальную камеру не забудьте купить к ней чемодан аккумуляторов. Утрирую, но штуки 3 аккумулятора обязательно нужно купить сразу.
Иначе вместо полноценной съемки интересных сюжетов ваша поездка превратится в борьбу за утечку тока.

Начну я с того, что пользуюсь обычно зеркальной камерой Canon 5D mark II с батарейной ручкой. Бывает время от времени забываю её заряжать и мне удается отснять фотосессию на остатках заряда. Поминуя ранее использовавшуюся мной камеру серии 1D меня это ничуть не удивляет и я считаю это нормальным.
Я ни разу не забывал заряжать беззеркалку Olympus OM-D E-M10 Mark II , но розетки в снимаемой квартире были расшатаны и дети задели вилку. В результате по приеду на местность, когда я ахнув от красоты открывшейся мне картины потянулся за камерой, камера весело заминала мне надписью «Батарея разряжена».
Слов у меня не было. Мы ехали целый час в это место по жаре, чтобы остаться со открывшимся пейзажем наедине, без камеры. Понять меня может только фотограф-пейзажист.

Что же я сделал? Я отснял панорамы на iPhone 4S , насколько смог хорошо. После чего опубликовал фото в группе в Фейсбуке и пригласил туда всех желающих (мне нужно было собрать денег на поездку до этого места). Желающие разделили со мной стоимость поездки и всё оказалось осуществимо.
Парадокс, но спас меня телефон. Вот потому в следующую поездку я взял с собой не только Olympus OM-D E-M10 Mark II , который я 10 раз перепроверил в плане заряженности батарей (Тут тоже подвох, одна пропавшая частичка на значке батареи означает почти полную разрядку. Т.е. есть только два состояния индикатора батареи: камера полностью заряжена и камера полностью разряжена. Попробуйте определить текущий заряд с помощью интуиции или энергии космоса, если вы настоящий джедай), но и полностью заряженный телефон с панелькой-powerbank и мыльницу Canon IXUS, которую я обычно использую для подводной съемки.

набор для пустыни

— GPS Garmin 60 CSx
— «кенгурушка» т.к. днём очень жарко, а ближе к вечеру бывает весьма холодно и ветрено
— светофильтры всех мастей из которых самый полезный — поляризатор
— набор для чистки фотооптики от Carl Zeiss
— отражатель 80см от Falcon Eyes (на случай портетов)
— цифромыльница Canon IXUS (на всякий случай)
— мощный фонарь (1800 люменов, все весьма впечатлились вечером, когда стремительно стемнело. Можно сказать он стал спасением всей группы в тот раз)
— штативчик манфротто pixi (полезная и легкая вещь, особенно, в тёмное время суток. Ну и для селфи тоже:))
— рюкзак KATA (на все случаи жизни. в данном случае я туда положил камень из пустыни, завернув в полиэтилен. А то очень уж легко было:))

Итоги

По итогам могу сказать, что камера Olympus OM-D E-M10 Mark II весьма приличная получилась и я не пожалел, что взял её с собой. Да, можно было снять лучше на зеркальную камеру, особенно на ту же Canon 5Ds или что-то с большой плотностью пикселей и высоким общим разрешением. Можно было лучше снять и на Sony A7 II, A7R, A7R II с объективом ZEISS Batis 25/2 (а еще потребуется ZEISS Batis 85/1.8 для портрета!).

Но такие решения были бы намного дороже и на тот момент у меня их не было. Да и цель была конкретная — протестировать камеру Olympus OM-D E-M10 Mark II , любезно предоставленную мне Алексеем Литвиным, за что ему огромное спасибо!
Кстати, он продаёт свой Canon 1D mark IV , так что кому надо — обращайтесь ко мне, я ему передам.

С точки зрения шумов Olympus OM-D E-M10 Mark II шумит относительно сильно, потому использовать её желательно в солнечную погоду. Стабилизатор в камере работает неплохо. Может на Sony A7 II получше (по моим ощущениям), но здесь тоже неплохо!
Объектив я бы к Olympus OM-D E-M10 Mark II брать не стал. «Китового» зума более чем достаточно и вряд ли вы увидите что-то принципиально новое на супер-фиксе от Олимпус. А здесь уже закрыты самые полезные фокусные расстояния: 25мм (пейзаж) и 85мм (портрет).

На что еще обратить внимание — на вспышку. Встроенная вспышка очень слабая. Сильно рекомендую обзавестись какой-то хорошой выносной «накамерной» вспышкой, возможно от Canon и запускать её с помощью радиосинхронизатора (Olympus OM-D E-M10 Mark II позволяет это делать). Я если еще обзаведетесь складным софтбоксиком 60×60см, то чудо-портреты с природы «в вашем кармане».

Меня удивила столь объемная инструкция к камере — аж 167стр! Я с трудом её осилил и только ради ради обзора (чтобы не пропустить какую-нибудь важную функцию). Это еще один странный момент с этой камерой... Камера для любителей книг:)

Ну вот и всё. Остаемся с Вами на зимовку! :)
И передаём привет всем дахабчанам, которые будут праздновать Новый Год в Египте!

редкий кадр вырезан из видео, снятого на телефон — я фотографирую

P.S. Кто угадает что за фрукт/овощ на фото? :)

Бонус — исходные файлы с Olympus OM-D E-M10 Mark II

Есть ли встроенные «улучшатели снимка» в Olympus OM-D E-M10 Mark II

Я взял одно из своих фото, снятых на ISO 800 (редко снимаю на таком большом ISO) в формате RAW , открыл его в Adobe Camera Raw и поставил все настройки на ноль. Нет ни контраста из конвертера, ни повышения резкости или подавления шумов.

Тот же самый RAW файл я открыл в RAWDigger и сохранил Tiff . Открыл его в Adobe Photoshop и приложил к первому открытому файлу. Вот что получилось.

Новая системная фотокамера Olympus OM-D E-M1 использует датчик формата Micro Four Thirds(17.3мм x 13мм). Модель совместима с оптикой ZUIKO Four Thirds и M.ZUIKO Micro Four Thirds . Правда, чтобы использовать объективы Zuiko Four Thirds, придется прибегнуть к адаптеру MMF-3. Автофокус при этом камера поддерживает. Получается довольно внушительный парк оптики, с E-M1 вы сможете выбрать из 89 объективов. Olympus также представила, выпущенный специально для этой камеры влагозащищенный и морозостойкий батарейный блок HLD-7.

Olympus E-M1 обладает функцией Dual fast AF. Оптимальный способ автофокуса определяется камерой автоматически и зависит от используемого объектива. Камера использует 37-точечную автофокусировку с функцией определения фазы, при использовании объективов Four Thirds. Если вы будете использовать объективы формата Micro Four Thirds, то камера выберет 81-точечный контрастный автофокус.

Olympus OM-D E-M1 разработали с нуля, чтобы удовлетворить потребности и любителей, и профи. Камера далеко опередила конкурентов, если говорить о стиле и дизайне. По конструкции E-M1 больше напоминает зеркалку, чем беззеркалку. Она получила дизайн довольно похожий на E-M5 с ее металлическим корпусом, формой видоискателя и прямыми линиями, но здесь есть и значительные отличия.

E-M1 имеет гораздо большее сцепление, что обеспечивает улучшенную эргономику при установке больших и тяжелых объективов. В E-M5 сцепление небольшое. Пользователи с крупными руками оценят разницу. Камера обладает большим количеством кнопок быстрого доступа: кнопка для настройки баланса белого, диск для HDR, для компенсации экспозиции, две многофункциональные кнопки, для режима экспозамера, кнопка AEL / AFL, для выбора точки автофокусировки и кнопка видеозаписи. Функциональная клавиша Fn1 расположена на выступе в верхнем правом углу, к ней легко дотянуться большим пальцем правой руки.

E-M1 решительно отличается своим дизайном от E-5. Она выглядит, как прекрасно продуманная полупрофессиональная камера следующего поколения. OM-D E-M1 также имеет защиту от брызг, пыли и холодных температур. Это делает ее идеальной кандидатурой для съемки на свежем воздухе. С ней можно снимать при морозе до -10 градусов по Цельсию, а также в дождь, снег, грязь или в пыльной среде.

Новая камера E-M1 оснащена, недавно разработанным, 16-ти мегапиксельным Live MOS сенсором изображения . Olympus продолжает оставаться с 16MP разрешением, так как это сладкое место для получения отличной детализации изображения при высокой производительности ISO. Новый датчик обеспечивает диапазон ISO от 100 до 25600 единиц с возможностью изменять светочувствительность при 1/3EV и полным шагом 1 EV. Как мы упоминали, новый сенсор Live MOS также обладает высокоскоростным автофокусом (контрастный и фазовый) для повышения производительности AF.

Olympus OM-D E-M1 получила электронный видоискатель с разрешением 2360000, 1.48x увеличением, 100% охватом и частотой обновления 29 мс. 0.74x увеличение в 35мм эквив. близко к размеру видоискателя полнокадровой зеркальной камеры, даже больше, чем в Canon EOS-1D X. Наличие видоискателя и его характеристики, безусловно, играют важную роль для энтузиастов и профессиональных фотографов при покупке новой камеры. Он позволяет более удобным способом составить кадр и изменять параметры, не отрывая глаз от объекта съемки.

Короткий временной лаг отображения изображения, всего 29мс, даёт возможность компоновать кадр практически в реальном времени. Проблема со многими электронными видоискателями состоит в заметном отставании времени отображения кадра. Это приводит к тому, что фотограф нажимает на кнопку спуска слишком поздно и, следовательно, получает не тот результат, которого ожидал. В новой камере вы в режиме реального времени видите через видоискатель то, что происходит в кадре.

В задней части E-1 можно найти 3-дюймовый поворотный (до 80 градусов) сенсорный дисплей с высоким разрешением 1037K точек. Экран обеспечивает различные дополнительные функции, в том числе сенсорный спуск, сенсорное расширение и сенсорный Live Guide. Вы можете использовать его для навигации по настройкам и опциям камеры, применять фильтры и при просмотре фотогалереи.

Среди других интересных функций: . В частности выделим функцию IS-Auto. Непрерывная съемка с частотой 10 кадров в секунду снижается до 6.5 кадров в C-AF. E-M1 также получила встроенный модуль Wi-Fi , который обеспечивает дополнительную функциональность, в том числе возможности дистанционной съемки и напрямую передавать фото- и видеоизображения на мобильное устройство, будь то смартфон, планшет или другое Wi-Fi совместимое устройство для хранения файлов. Вы также можете использовать Wi-Fi подключение для считывания GPS-информации с вашего телефона. Подключение смартфона к камере E-M1 осуществляется с помощью простого OI. Share приложения и путем сканирования QR-кодов.

Olympus OM-D E-M1 была разработана, чтобы привлечь любителей и профессиональных фотографов, предпочитающих системные камеры. Есть много пользователей, которые снимают с камерами Four Thirds и Olympus хочет объединить их под одной крышей. Таким образом, производитель сможет сосредоточить 100 % своих усилий на формате M4/3. Сейчас это особенно важно, так как цифровые камеры, в том числе беззеркалки, теряют долю на рынке, уступая смартфонам.

Olympus OM -D E-M1 предлагает множество инструментов для экспериментов в камере: графические фильтры, два режима HDR, художественные фильтры, брекетинг (ISO, экспозиции, баланса белого, вспышки, художественные фильтры). А еще Photostroy, то есть коллаж, который рассказывает историю, используя несколько изображений в одном кадре.

E-M1 может записывать видео 1080p30 Full HD в MOV или AVI формате файлов со стереозвуком. Это не самая сильная сторона E-M1, так как другие Micro Four Thirds камеры, например, Panasonic Lumix GH3 обладают намного лучшими инструментами для энтузиастов видео. E-M5 фокусируется на предоставлении передовых инструментов для создания фотографий.

Итак, новую камеру E-M1 характеризуют: прочный корпус, улучшенная эргономика и управляемость, большой видоискатель, поворотный сенсорный дисплей, большое количество кнопок для быстрого доступа к популярным настройкам камеры, скорость затвора 1/8000 сек, дополнительный батарейный блок, Wi-Fi и сложная система фокусировки Dual Fast AF. Все это должно обеспечить продвинутых фотографов всеми инструментами, которые помогут создавать отличные снимки даже при съемке в тяжелых погодных условиях.

Сравнение Olympus OM-D E-M1 и E-M5

Olympus OM-D E-M1 – это очень впечатляющее фотоаппарат, что не вызывает никаких сомнений. Тем не менее, полагаю, что многие из вас захотят узнать, каковы различия между Olympus OM-D E-M5 и новой камерой. E-M1 не заменяет E-M5, и мы рассмотрим их бок о бок в линейке камер Olympus Micro Four Thirds.

Поскольку рынок сужается, конкуренция между производителями становится еще более жесткой. Olympus в этом сегменте, конечно, имеет преимущество по сравнению с Nikon и Canon. Эта компания сделала все, чтобы создать камеру, которая обойдет конкурентов. Единственный производитель, который здесь может соперничать с Olympus, это компания Panasonic, у которой также есть свой собственный модельный ряд камер Micro Four Thirds.

В следующей таблице мы сравним функции E-M1 и E-M5. Обратите внимание на те характеристики, которые имеют наибольшее значение для вашей деятельности.

Сравнение размеров Olympus OM-D E-M5 и OM-D E-M1

Сравнительная таблица с характеристиками OM-D E-M1 и OM-D E-M5

OM-D E-M1

OM-D E-M5

Анонсирована 10 сентября 2013 года 9 февраля 2012 года
Совместимость с объективами
  • Micro Four Thirds
  • Four Thirds (через адаптер)
  • Micro Four Thirds
  • Four Thirds (через адаптер)
Материал корпуса магниевый сплав магниевый сплав

Обе камеры имеют прочный корпус из магниевого сплава и защиту от пыли и брызг. Но новая модель также может снимать при температуре до -10°С, так как у нее морозостойкая конструкция.

Е-М1 получила более эргономичную рукоятку и предлагает большее количество кнопок и дисков для быстрого и удобного доступа к популярным функциям. Из-за более крупного размера этой камеры, она лучше стабилизирует вес габаритной оптики.

Сенсор
  • 16.3 МП CMOS
  • 16.1 МП CMOS
  • Micro Four Thirds (17.3мм x 13мм)

В модели Е-М1 используется недавно разработанный датчик. В Е-М5 сенсор старшего поколения.

Новый сенсор имеет встроенные датчики фокусировки, поэтому камера обладает функцией высокоскоростного автофокуса (контрастный + фазовый).

Процессор изображений TruePic VII TruePic VI
Диапазон ISO от 100 до 25600 от 200 до 25600
Встроенная система стабилизации 5-осевая стабилизация изображения 5-осевая стабилизация изображения
Обе камеры оснащены встроенной 5-осевой стабилизацией, но в Е-М1 есть режим IS-Auto, который дает дополнительные преимущества. Камера обнаруживает панорамирование и автоматически крмпенсирует движения.
Лампа подсветки автофокуса есть есть
Точки контрастной автофокусировки 81 35
ЖК-дисплей
  • 3-дюймовый
  • 1037 тыс. точек
  • сенсорный
  • 3-дюймовый
  • 610 тыс. точек
  • сенсорный
  • поворотный (до 80° вверх, до 50° вниз)
В новой камере больше разрешение экрана.
Видоискатель
  • разрешение 236 тыс. точек
  • увеличение 1.48х
  • охват 100%
  • разрешение 144 тыс. точек
  • увеличение 1.15х
  • охват 100%

Электронный видоискатель в новой камере более крупный и имеет гораздо большее разрешение по сравнению с Е-М5. Он обеспечивает вас практически теми же настройками и функционалом, которые вы найдете в полнокадровых зеркальных камерах.

Скорость затвора 60-1/8000 сек 60-1/4000 сек
В Е-М1 выше скорость затвора, что позволит заморозить быстродвижущиеся объекты.
Встроенная вспышка нет нет
Скорость синхронизации вспышки Х 1/320 сек 1/250 сек
Непрерывная съемка (максимальная скорость) 10 к/с 9 к/с
Компенсация экспозиции ±5 кадров (с шагом 1/3 EV, 1/2 EV, 1 EV) ±3 кадра (с шагом 1/3 EV, 1/2 EV, 1 EV)
Брекетинг экспозиции ±2 кадра (2, 3, 5, 7 кадров с шагом 1/3 EV, 2/3 EV, 1 EV) ±2 кадра (2, 3, 5, 7 кадров с шагом 1/3 EV, 1/2 EV, 1 EV)
Брекетинг баланса белого 3 кадра в 2, 4, 6 шагов 3 кадра в 2, 4, 6 шагов
Видеозапись Full HD 30 fps Full HD 60 fps
Беспроводная связь встроенный модуль Wi-Fi через совместимые Eye-Fi карты
Выносливость батареи (CIPA) 350 кадров 360 кадров
Интервальная запись есть (до 999 кадров с интервалом между кадрами от 1 сек до 24 часов) нет
Габариты 130 х 94 х 63 мм 122 х 89 х 42 мм
Вес 497 г 495 г

{module Яндекс директ (7)}

Olympus OM-D E-M1 имеет следующие преимущества по сравнению с E-M5:

Улучшенная эргономика, удобное расположение кнопок и большее сцепление руки с корпусом камеры;
Больше кнопок для быстрого доступа к популярным настройкам камеры;
Морозоустойчивая конструкция;
Намного больший и с более высоким разрешением электронный видоискатель, который автоматически настраивает яркость экрана в соответствии с окружающим освещением;
Более высокое разрешение экрана;
Фазовый автофокус наряду с контрастным (Dual-fast AF);
Новый усовершенствованный датчик;
Процессор обработки изображений Next-Gen;
Базовое значение ISO 100;
Короче выдержки;
Быстрее скорость синхронизации Х;
Выше скорость серийной съемки;
Более гибкая компенсация экспозиции;
Встроенный Wi-Fi;
Расширенные опции TimeLapse (интервальной съемки);
Улучшенная встроенная система стабилизации (улучшенные алгоритмы и новый режим IS-Auto);
Больше эффектов-фильтров;
Два варианта съемки HDR;
Новая батарейная ручка HLD-7, защищенная от пыли, брызг и низких температур.

Обе камеры оснащены разъемом для подключения внешнего стереомикрофона, улучшающего качество звука записываемого видео.

{module Яндекс директ (9)}

Заключение

Olympus OM-D E-M1 будет доступна, начиная с октября 2013 года по ориентировочной розничной цене 1400 долларов (только за корпус).

E-M1 гораздо дороже, чем E-M5, но она обеспечивает фотографов улучшенной функциональностью. Новый видоискатель, безусловно, добавляет этой камере немало привлекательности. Он предоставляет вам, практически, то же самое, что вы получили бы с полнокадровой зеркальной камерой. Думаю, длинный список преимуществ E-M1 по сравнению с E-M5 оправдывает дополнительные расходы, которые вы понесете, отдав ей предпочтение.

Здорово, что Olympus создали эту камеру, потому что теперь у владельцев E-5 и E-M5 появился вариант для обновления камеры. Раньше у фотографов, снимающих с E-M5, не было альтернативы, чтобы перейти на что-то лучшее в линейке беззеркалок Olympus.

Новая камера действительно оставляет приятное впечатление. Продвинутые энтузиасты полюбят ее новый дизайн и улучшенную функциональность по сравнению с E-M5, но, конечно, в ущерб портативности. Вообщем то системные камеры поддерживают достижения зеркалок, но в более компактном корпусе. E-M1, конечно, не самая компактная камера, но это компромисс, на который вы идете, чтобы получить лучшую производительность и качество изображения, больший видоискатель и улучшенную эргономику. Ее габариты вы оцените, когда установите относительно большие и тяжелые линзы. Крупные размеры камеры помогают стабилизировать вес оптики.

Если вы ищете системную камеру профессионального уровня, то стоит обратить внимание на Olympus OM-D E-M1. E-M5 по-прежнему одна из наиболее привлекательных беззеркальных камер на рынке, но многие пользователи разочаровались в производительности ее автофокуса. В новой камере эта функция улучшена, но E-M1 – камера для фотосъемки. Она не поразит вас своей функциональностью в области видеозаписи. Поэтому если вы много и с удовольствием снимаете видео, то лучше взглянуть на камеры Panasonic.